Около пяти миллиардов потребует реконструкция международного аэропорта Брянск. И хотя затраты громадные, работы решили не откладывать. Проект поддержал Совет Федерации.
Можно просто сказать, что брянскому аэропорту не везло, но правильнее все же понять причины этого невезения. А они были. Осенью 2015 года генеральный директор аэропорта Илья Рохвадзе пожаловался депутатам облдумы, что предприятие уже который год работает без прибыли. За 2014 год убытки составили 40 миллионов рублей, а за три последних года - более сотни. При этом кредиторы время от времени грозят банкротством. Но если здесь в неделю принимают лишь два-три рейса, то тут бессильно даже удостоверение народного избранника.
Пытались соорудить склады временного хранения и зарабатывать на перевалке импортных грузов - не получилось. Зато росли зарплатные долги. Бывший генеральный директор даже уволился по этой причине - надоели претензии правоохранителей.
А козыри были и остаются. Прежде всего - расположение города на международной воздушной трассе. Некогда через Брянск доставляли около 17 процентов грузов из Турции. С прошлого года расширился список российских городов - Сочи, Анапа, Геленджик, Минеральные Воды, Краснодар. Чтобы привлечь пассажиров, снизили цену. Этому способствовала господдержка. Правда, от части рейсов пришлось отказаться именно вследствие низкой загрузки. Тем не менее активно раскупали билеты до Симферополя. Благодаря федеральной программе субсидирования полетов билеты можно было приобрести примерно за четыре тысячи рублей. Но уже в июне сорвался авиарейс Брянск - Анапа: из 130 билетов продали только шестую часть.
Взлетно-посадочная полоса и сейчас позволяет принимать большие самолеты, однако нет современных терминалов, не хватает техники и оборудования, чтобы аэропорт действительно стал международным. Сдвинуть дело с мертвой точки помогла настойчивость брянской власти. В ноябре 2016 года в Совете Федерации прошли Дни Брянской области. Заместители брянского губернатора Александр Резунов и Михаил Кобозев, сенаторы Екатерина Лахова и Сергей Калашников предложили комитету по экономической политике включить аэропорт в российскую программу грузовых авиаперевозок. Это позволит существенно увеличить доходы, а стране - получить еще одну "воздушную" опору. С завершением реконструкции в Брянске смогут принимать даже тяжелые самолеты. И если ранее предполагалось, что она начнется лишь в 2020 году, то теперь обещана уже в 2017-м.
Аэропорт должен преобразиться. Как сообщил Михаил Кобозев, поскольку комитет СФ предложил правительству России приблизить реконструкцию аэропортового комплекса, теперь надо ждать еще одного решения на высшем уровне и утверждения согласованного проекта, который должен предусмотреть строительство нового и ремонт старого аэровокзалов, а также реконструкцию складов и грузового терминала. Также брянцы рассчитывают привлечь внимание соседей из Смоленской и Орловской областей, где нет действующих гражданских аэропортов.
Международный аэропорт Воронеж пожинает плоды модернизации, которая с перерывами тянется с 2008 года. По федеральной программе в это вложили около двух миллиардов рублей. Взлетно-посадочную полосу реконструировали и удлинили, чтобы иметь возможность принимать современные средне- и дальнемагистральные самолеты - а значит, обеспечивать рейсы в популярные зарубежные города. В 2013-м ввели в эксплуатацию отремонтированную часть перрона с новыми стоянками для лайнеров, через полгода аэропорт допустили к приему машин типа Boeing 737-800. Вскоре из Воронежа открылись регулярные рейсы на курорты Турции и Греции, на Кипр и в Барселону.
Тем временем реконструкция продолжалась - всю "начинку" здания аэропорта постепенно обновили, доведя пропускную способность вокзала до 240 пассажиров в час. С осени 2015 года аэродром в Чертовицком способен принимать лайнеры Airbus-321 и Boeing 767. Благодаря этому увеличилось количество перевозчиков, сотрудничающих с воронежским воздушным узлом.
В конце минувшего года были введены в строй две рулежные дорожки - в дополнение к одной действовавшей. Теперь аэропорт Воронеж может одновременно принять и обслужить до 20 бортов. К началу "высокого" сезона маршрутная сеть должна расшириться. Сегодня из Чертовицкого можно добраться в Ереван, Кишинев и Ташкент, по заявкам туроператоров будут организовываться чартерные рейсы в Болгарию, Испанию, ОАЭ и Тунис, а также на Кипр. В конце марта наладят регулярное авиасообщение со Стамбулом, через месяц начнутся чартерные рейсы в Анталью. Летом возобновятся полеты в Ираклион и Салоники.
Оператор аэропорта заявил, что готов по-прежнему предоставлять бесплатный трансфер для иногородних пассажиров международных авиаперелетов: этим шансом в 2016 году воспользовалось более пяти тысяч человек из Белгородской, Липецкой, Курской и Тамбовской областей. Ряд авиакомпаний организует рейсы из Воронежа в Москву, Санкт-Петербург, Сочи и Симферополь.
Наблюдается активность и в Тамбове. По словам вице-губернатора Арсена Габуева, в этом году планируется в полтора раза увеличить количество авиарейсов в Москву и обратно. Полеты в столицу начались в январе, с февраля можно напрямую попасть и в Санкт-Петербург. Летом из Тамбова обещают открыть рейсы в Адлер (Сочи) и Анапу. Для перевозки используются относительно новые (средний возраст - десять лет) самолеты Bombardier, рассчитанные на 50 пассажиров.
Как отметил исполняющий обязанности начальника управления транспорта Тамбовской области Виктор Вакульчик, авиаперевозки среди жителей региона востребованы: уже в первую неделю полетов заполняемость салона доходила до 85 процентов. Во многом это связано с доступностью цен на билеты - от 3,5до 5,5 тысячи рублей, причем для пассажиров до 23 и от 60 лет предусмотрены льготы (благодаря чему перелет обходится им всего в 2,5 тысячи).
Чтобы развивать авиасообщение Тамбова с другими городами, предстоит прежде всего найти около полутора миллиардов рублей на ремонт взлетно-посадочной полосы и реконструкцию аэровокзала. Зданию почти полвека, за это время европейские стандарты комфорта и безопасности сильно изменились. Откуда могут поступить столь крупные инвестиции, власти региона пока не сообщают.
В прошлом году услугами ярославского аэропорта Туношна воспользовалось 15,5 тысячи пассажиров. Весь год три раза в неделю жители региона летали в Санкт-Петербург, а в летний сезон - до Сочи и Симферополя. В Северную столицу последний самолет из Туношны улетел 30 декабря 2016 года, и, согласно программе субсидирования региональных воздушных пассажирских перевозок на территории РФ, рейсы Ярославль - Санкт-Петербург будут возобновлены с апреля.
Кроме уже традиционного питерского направления, которое год от года пользуется все большей популярностью (если несколько лет назад при запуске рейсов самолеты заполнялись в среднем на 24-26 процентов, то в 2016 году продавалось 64 процента билетов), в "высокий" турсезон 2017 года жителей региона, с большой вероятностью, ждут приятные авиасюрпризы: они смогут улететь не только в Сочи, Симферополь, Анапу, но и за границу.
По словам заместителя председателя правительства Ярославской области Виталия Ткаченко, сейчас руководство региона работает над тем, чтобы Туношна наконец получила статус международного аэропорта по пассажирским перевозкам, что даст возможность организовать из нее регулярные рейсы в Турцию. Обсуждаются также Минск, Ереван, Барселона, Прага, Франкфурт.
- Пока мы летаем за границу только по разовым разрешениям, - рассказал Виталий Ткаченко. - Но мы достаточно далеко продвинулись в вопросе получения аэропортом международного статуса. В марте мы надеемся эту работу завершить.
В правительстве региона рассказали, что сейчас ведутся переговоры об организации полетов из Туношны сразу с несколькими крупными авиакомпаниями. Возможно, полеты будут производиться с промежуточной посадкой в Москве. Проекты сейчас в процессе обсуждения, поэтому конкретные итоги переговоров будут озвучены позднее.
- Мы планируем освоить новые маршруты и увеличить пассажиропоток аэропорта в этом году в два раза, - продолжает зампредседателя правительства. - Самое главное для нас - найти базовую компанию, которая будет этим заниматься. Нам нужен крупный перевозчик.
К слову, фантастическая, в стиле "Нью-Васюки", концепция развития Туношны, предложенная прежним руководством области, сегодня уже не востребована. Напомним, она предполагала создание на базе Туношны транспортно-пересадочного узла, который должен был объединить четыре вида транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный) и "перетянуть" не меньше пяти процентов пассажиропотока от авиатранспортного узла Подмосковья.
- Это чистейшей воды утопия, - уверен Виталий Ткаченко. - Наш удел - авиарейсы в "высокий" туристический сезон и грузоперевозки.
Тем временем в Ивановской области открыли зимнее авиасообщение с Сочи. Главными пассажирами стали любители активного отдыха и горнолыжных курортов.
Область вошла в число участников государственной программы субсидируемых авиаперевозок. Самолеты Boeing 737-500 будут летать из Иванова в Сочи и обратно еженедельно вплоть до 18 марта. Стоимость воздушного путешествия составляет около пяти тысяч рублей в одном направлении. При этом разрешено бесплатно провозить ручную кладь весом до 10 килограммов. Пассажирам экономического класса можно перевозить без дополнительной платы лыжи в чехлах, сноуборды, палки, ботинки, шлемы, очки и специальную одежду. Такие правила привлекают в Иваново жителей ближайших регионов, желающих быстро и с комфортом добраться до зимних курортов.
Кроме того, воздушные суда из Иванова отправляются в Москву и Санкт-Петербург. Если в январе самолеты в столичных направлениях летали дважды в неделю, то с февраля в Санкт-Петербург отправляется уже по три рейса.
Пока за бортомКостромское авиапредприятие в этом году не вошло в число получателей госсубсидий на внутренних рейсах.
В 2014-м региональные власти объявили о том, что нашли инвестора для костромского аэропорта, который купит принадлежащие области 75 процентов акций предприятия за 60 миллионов рублей, проведет реконструкцию взлетно-посадочной полосы, привлечет в регион пять импортных самолетов: один Boeing 757 и четыре Dash-8 - и обучит пилотов ими управлять. Однако в ходе инвентаризации выяснилось, что акции авиапредприятия стоят на 10 миллионов рублей дороже первоначальной оценки. После этого инвестор отказался от сделки.
Взлетно-посадочная полоса костромского аэропорта требует реконструкции. Она имеет размеры 1 700 на 50 метров, относится к классу "Г", покрыта бетонными плитами и рассчитана на прием небольших самолетов типа Ан-2, Ан-24, Як-40 и вертолетов всех типов. По техническим требованиям для приема самолетов типа Boeing 757 минимальная длина взлетной полосы должна составлять 2 230 метров. Однако финансовые возможности региона пока не позволяют ее реконструировать.
В 2016 году вместо обещанных "Боингов" и "Бомбардье" костромской аэродром, имеющий в распоряжении три самолета АН-26, АН-2 и два вертолета МИ-2, приобрел 33-летний самолет АН-26-100. Он стал четвертым воздушным судном в региональном авиапарке, осуществляющим пассажирские авиаперевозки. Стоимость покупки составила 10,9 миллиона рублей. Из-за серебристого цвета авиаторы придумали ему имя - "Костромская Снегурочка". В течение почти полугода воздушное судно проходило предполетную подготовку на авиационно-технической базе нижегородского международного аэропорта Стригино. В июле 2016 года "Снегурочка" начала перевозить пассажиров по маршруту Кострома - Санкт-Петербург. Пока это направление остается единственным доступным авиамаршрутом для костромского аэродрома Сокеркино.
Стоимость перелетов в Северную столицу из Костромы летом 2017 года временно подорожает с 4,1 до 4,3 тысячи рублей. С сентября тариф обещают вновь понизить.
На авиапредприятии надеются, что в период летних отпусков удастся возобновить прямые рейсы на Анапу и Симферополь, однако окончательное решение пока не принято.