На открытии выступит Фестивальный оркестр под руководством Теодора Курентзиса, в предыдущие годы завершавший программы фестиваля. Оркестр должен воплотить идею Курентзиса исполнить в Перми все симфонии Густава Малера. На этот раз прозвучит Первая Симфония, которая будет представлена также в Афинах и в Брюсселе (7 и 9 марта) и в рамках Венецианского Биеннале (11 мая).
Среди концертных проектов - выступление Ensemble Micrologus (Италия), специализирующегося на музыке Средних веков и Возрождения и использующего копии исторических инструментов, костюмов, декораций. В датском проекте AquaSonic публика увидит на сцене аквариумы, в которых музыканты будут играть под водой на специальных инструментах - подводном органе, гидролофоне, ротакорде, скрипке, ударных. Как заметил де Мони, если иметь в виду дягилевские идеи новаторства в театре, то это неплохой пример экспериментального искусства.
Центр Ежи Гротовского (Италия) покажет перфоманс The Hidden Sayings, построенный на взаимодействии со зрителем и исследовании таких театральных констант, как действие, контакт, слово, пение, танец. Эта программа особенно актуальна для Пермской оперы, открывшей Лабораторию современного зрителя. Цель этой Лаборатории - формирование подготовленного зрителя, включенного в процесс.
Две премьеры сезона, публика которых прошла через Лабораторию, покажут на фестивале: оперу Алексея Сюмака Cantos на стихи американского поэта Эзры Паунда и "Свадьбу" Анны Соколович (Сербия), написанную для шести сопрано, в постановке Антона Адасинского. Спецзаказ фестиваля - спектакль на парижский текст Георгия Иванова "Распад атома" (1938) в постановке Лилии Бурдинской.
Кроме того, в афише фестиваля - программы этнической музыки с участием Алима Касимова (Азербайджан), исполняющего мугамы, и Пандита Харипрасада Чаурасии (Индия), играющего раги, концерт виолончелиста Брюно Коксе, который исполнит все сонаты Баха на барочном инструменте, рециталы пианистов Алексея Любимова и Антона Батагова, ночное гала, где публика лежит ночью на полу в Доме Дягилева и слушает в темноте музыку. На этот раз заявлен еще более радикальный формат - 2-3 концерта в 5 утра, при первых лучах солнца.
Завершит фестиваль вечер балетов Игоря Стравинского в постановках Владимира Варнавы ("Петрушка"), Вячеслава Самодурова ("Поцелуй феи") и Алексея Мирошниченко ("Жар-птица).
Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета:
- Я в первый же свой сезон в Пермском театре озвучил идею, что надо вернуть на русскую сцену русского хореографа. Понадобились годы, чтобы это осуществилось: надо было пройти через основные спектакли и хореографов ХХ века. Теперь мы решили собраться вместе - русские парни. У каждого своя идея. Что касается "Жар-птицы", то мы с Курентзисом не ищем легкого пути: берем в спектакле все основные стили хореографов ХХ-ХХI веков и, проходя через них, возвращаемся к Фокину, к его постановке "Жар-птицы" в 1910 году. Это сложная авторская работа, вызов и для труппы, и для балерины, и для меня.