Почему люди хотят ездить на беспилотниках
Такие удивительные результаты показало совместное исследование Международного центра робототехники, Cognitive Technologies, МФТИ, НИТУ МИСиС и VidiaScope Inc.
Сесть за руль автомобиля, который "везет себя сам", уже сегодня готовы 56 процентов россиян. Правда, количество заинтересованных мужчин превосходит число женщин практически в три раза: 43 процента против 15. В США, например, картина обратная: женщины в большей степени готовы "отказаться от руля", чем мужчины.
При этом безопасность для россиян вторична. Если для американцев снижение аварийности - главная причина пересесть на авторобот, то для россиян важнее всего возможность во время движения заниматься своими делами. За это проголосовало больше половины мужчин и семь из десяти женщин.
Любопытно, что у россиян и американцев схожие взгляды на угрозы, которые могут нести беспилотники. Людей сильно волнует возможность технического сбоя системы беспилотника и невозможность повлиять на ситуацию в процессе автономного движения. Никто не хочет оказаться во взбесившемся автомобиле. "Беспилотные технологии, как и результаты любого научно-технического процесса, будут приходить к нам постепенно. Сегодня в промышленное производство поступают системы интеллектуальной помощи водителю, позволяющие предупреждать водителя об опасных ситуациях", - рассказал "РГ" Михаил Звонарев, заместитель руководителя Международного центра робототехники.
Первые системы отечественного производства этого класса должны появиться уже в этом году. Есть системы, способные влиять на управление транспортного средства: автоматическое подруливание, торможение и т.п. Одним из основных итогов исследования стала востребованность рынком функций интеллектуальной системы помощи водителю, которая может появиться на российском рынке уже в 2017 году. Более 28 процентов наших сограждан готовы уже сейчас использовать интеллектуальную систему предупреждений об опасных ситуациях на дороге - опасное сближение, нарушение действия знака, выход из полосы без включения поворотника и т.д.
"Следующим этапом их развития будут системы, способные брать на себя управление в определенных ситуациях, в пробках, на автомагистралях, на ограниченных территориях и т. д. И только уже потом полностью беспилотные автомобили. Их появление ожидается не ранее 2025 года", - говорит Звонарев.
Любопытно, что такие опции людей интересуют даже больше, чем автоматическая парковка и автономное движение по автомагистрали. Но больше всего россиян интересует полная автоматизация движения в пробках - 37 процентов опрошенных хотят в это время расслабиться. Чаще готовы на это тратить деньги, также как и на автопарковку, женщины и водители старше 50 лет.
Вот только переплачивать за авторобот водители не хотят. Большинство - и в России, и в США - готовы заплатить за возможности автономного движения не более 15 процентов от стоимости автомобиля.
Интересно, что больше тратить на покупку беспилотника в России готовы женщины, до 30 процентов от цены машины.
Свободное время за рулем требуется в основном для отдыха, лишь треть готовы работать во время движения. Развлекаться предпочли около 17 процентов опрошенных. Здесь результаты по странам схожи. Вот только развлечения у всех разные. Большинство традиционно собирается сидеть в соцсетях, смотреть кино и ТВ, играть в видеоигры и читать книги, есть и спать. За океаном за рулем готовы молиться и заниматься сексом и спортом.
Проект по созданию технологии использования беспилотного пассажирского транспорта "Роботизированные пассажирские перевозки" получит господдержку. На этой неделе он был одобрен на заседании межведомственной рабочей группы при президиуме Совета по модернизации экономики и инновационному развитию РФ. Проект разработан в рамках реализации дорожной карты "Автонет" Национальной технологической инициативы. Технология беспилотных пассажирских перевозок, а также законодательство, позволяющее эксплуатировать на дорогах общего пользования автобусы-беспилотники, могут быть разработаны к 2018 году.
Пока что вопросы законодательства в области беспилотных транспортных средств, к сожалению, никак не решаются, сообщила "РГ" Ольга Ускова, президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий: "В развитых странах законодательные акты по этому поводу уже приняты на уровне отдельных регионов".
Дальше всех в решении этого вопроса продвинулись США. Евросоюз также не отстает. В начале года Европарламент выступил с инициативой создания первого комплексного закона о роботах, учитывающего, в частности, вопросы страхования для беспилотников и даже этические проблемы роботизации.
"Без введения нормативно-правовых норм наши прототипы беспилотников не имеют право выйти на дороги общего пользования. Отечественные разработчики для решения своих проблем даже вынуждены проводить тестирования в полулегальных условиях", - отмечает Ольга Ускова.