Добыча там ведется уже 41 год, но последние пять лет это стало экономически неоправданно. Из четырех платформ, на которых ведут добычу, две (Delta и Alpha) остановили производство в 2011 году, еще одна (Bravo) - в ноябре 2014-го. Последняя платформа - Charlie - может проработать от силы еще несколько лет.
Владелец месторождения Brent - Shell - сообщил, что начались 60-дневные консультации с общественными организациями и населением о том, как будет идти консервация скважин, расположенных в 145 километрах от Шетландских островов.
Необходимо демонтировать стальные конструкции, убрать мусор с морского дна и контейнеры с маслом. План по выводу из эксплуатации месторождения Brent уже признали "безопасным" после консультаций с 180 заинтересованными организациями, в том числе с экологами.
За время работы четырех платформ в Северном море было добыто примерно три миллиарда баррелей нефтяного эквивалента, или десять процентов производства Великобритании. Всего от котировок Brent зависят цены примерно 2/3 мировых сортов нефти, в том числе российских смесей Urals и Siberian Light. Первая торгуется с дисконтом в 1-2 доллара к Brent.
После первых десяти лет эксплуатации добыча на месторождении Brent начала постепенно снижаться - с 900 тысяч баррелей в сутки (около одного процента мировой нефтедобычи) до 300 тысяч. В тот же период стоимость одноименного сорта Brent была взята за основу при ценообразовании других марок нефти, так как в мире отказались от системы регулируемых ОПЕК цен.
Производителям нужно было поддерживать престиж нового маркерного сорта, подкрепленный бесперебойными поставками в нужных объемах, а также наличием множества покупателей.
В связи с этим к нефти, добытой на месторождении Brent, начали "примешивать" схожие сорта. Сегодня в составе эталона есть сырье с групп шельфовых месторождений Forties, Oseberg, Ekofist и собственно Brent.
"Разбавлением" состава сорта ценовое агентство Platts поддерживает необходимые качественные характеристики нефти. Brent - легкая и малосернистая, при ее переработке получают больше светлых нефтепродуктов (бензин, авиакеросин, дизель). Такие сорта ценятся выше. Этим объясняется и тот факт, что российский высокосернистый сорт Urals, ценообразование которого зависит от Brent, дешевле.
Некоторые аналитики полагают, что мировые рынки могут в ближайшее время переориентироваться на другой эталон, например, на уже признанный WTI. Это легкая смесь, добываемая в Техасе, спрос на нее высок в США и Китае, так как переработка смеси тоже дает больше светлых нефтепродуктов. Свои позиции могут укрепить Dubai Crude (эталон в монархиях Персидского залива) и даже Urals, проходящий период становления.
Однако эксперты призывают не преувеличивать ожидания: скорее всего, расстановка сил не изменится. "Эталонный сорт - это ориентир, поэтому объемы его реальной добычи необязательно должны быть велики, - говорит доцент РАНХиГС Сергей Хестанов. - Испытания таких сортов проводят на спецустановках и тем самым выводят набор коэффициентов, характеризующих сорт".
В качестве примера Хестанов приводит температурные шкалы Фаренгейта и Цельсия. Ни одна из них не хуже и не лучше другой, но исторически сложилось, что в англо-саксонских странах температуру измеряют по первой шкале, а в других - по второй. Зато это проверенные опытным путем градации.
Вероятно, и на взлет Urals надеяться не стоит. В конце 1940-х, когда в СССР начали разработку одного из крупнейших в мире нефтяных месторождений - Ромашкинского, - уже были первые попытки сделать советское сырье эталоном. У него появилось и западное название - Romashkin. Успехом затея не увенчалась. После было еще несколько попыток, в том числе со смесью REBCO в 2000-х. Сейчас заявку на эталон делает Urals: первые итоги запуска поставочного контракта в конце прошлого года можно будет подводить через год-полтора. Успешность будет зависеть все же не от вывода из эксплуатации месторождения Brent, а от спроса на Urals на бирже.