Лауреат BAFTA на вручении жестко раскритиковал правительство Британии
Прославленный британский режиссер, патриарх европейского социального кино, последовательный и несгибаемый - несмотря на свой почтенный возраст - борец за права простых людей Кен Лоуч адресовал проникновенную речь кинематографическому бомонду со сцены Королевского Альберт Холла на вручении ежегодной премии BAFTA.
Его фильм "Я, Дэниел Блэйк" (I, Daniel Blake), достаточно неожиданно получивший "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском фестивале в прошлом мае, был удостоен премии BAFTA в номинации "Лучший британский фильм".
В этой категории основными его основными соперниками были британо-американские копродукции "Фантастические твари и где они обитают" (Fantastic Beasts and Where to Find Them) Дэвида Йейтса, "Американская милашка" (American Honey) Андреи Арнольд и "Отрицание" (Denial) Мика Джексона, фильм "В тени" (Under the Shadow) Бабака Анвари, созданный при участии Соединенного Королевства, Ирана, Катара и Иордании, а также полудокументальная лента "Записки о слепоте" Питера Миддлтона и Джеймса Спинни.
Свое выступление Лоуч начал следующим образом: "Я благодарю Академию за то, что она разделяет те истины, которые были показаны в фильме, о существовании которых известно сотням и тысячам людей по всему Соединенному Королевству. В отношении наиболее незащищенных и малообеспеченных людей правительство действует с бездушной жестокостью, и это - позор. Жестокость распространяется не только на них, но и на детей беженцев, которым страна обязалась помочь, но вместо этого держит их на расстоянии, а это - позор не меньший".
По его мнению, фильмы могут делать многое: они могут развлекать, приводить в ужас, заставлять смеяться, а также рассказать кое-что о реальном мире, в котором мы все живем - а этот мир становится все мрачнее. В нем отчетливо просматривается грядущая борьба между богатыми и могущественными, обладателями привилегий, крупными корпорациями и политическими партиями, которые говорят от их имени с одной стороны и всеми остальными - с другой.
"Создатели фильмов знают, на чьей они стороне, и, несмотря на блеск и пафос мероприятий такого рода, мы - с народом", - сказал режиссер, слова которого коллеги не раз пытались заглушить аплодисментами. Однако у него они действительно с делом не расходятся: в 1977-м году он отказался от присуждения рыцарского Ордена Офицера Британской Империи (OBE).