Виктор Нилов: Число аварий с пострадавшими заметно снизилось
Обо всем этом на "Деловом завтраке" в "Российской газете" рассказал начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов. Он подвел итоги прошлого года. По его словам, снижение аварийности идет уже не первый год. Но переломный момент наступил в 2014 году, когда транспортные и социальные риски на дорогах начали активно сокращаться. С чем это связано?
Виктор Иванович, еще несколько лет назад аварийность в России была катастрофической. Количество погибших на дорогах превышало 36 тысяч человек - это население целого города. С какими результатами закончился прошлый год? Какие тенденции наметились на дорогах?
Виктор Нилов: Данные статистики действительно во многом определяющие. Они позволяют выявить проблемные места. Ведь основная наша задача, которую поставило руководство страны, - снижение смертности. И прошедший год подтвердил, что нам удается сохранять положительную динамику на протяжении нескольких лет. В 2016 году число погибших на дорогах сократилось более чем на 12 процентов. И это снижение дает основание полагать, что меры, которые были предприняты, действительно правильные и дают результат. Результат и динамику надо не только сохранить, но и наращивать. Это очень кропотливая работа.
12 процентов - это большая цифра. Сколько это жизней?
Виктор Нилов: Это почти три тысячи человек. В 2016 году на дорогах в авариях погибли 20 308 человек. В 2015 году - 23 114 человек. Сократилось и количество аварий - на 5,6 процента. То есть в прошлом году произошло 173 694 ДТП с пострадавшими. Число раненных в этих авариях уменьшилось на 4,3 процента и составило 221 140 человек. Но главное - это снижение числа погибших.
Также повысился уровень защищенности наиболее уязвимых категорий участников дорожного движения - детей и пешеходов.
На 17 процентов снизилось как общее число погибших пешеходов (всего 5786), так и количество погибших пешеходов на переходах (всего 1024). Впрочем, есть и болевые точки.
Что больше всего сейчас беспокоит Госавтоинспекцию?
Виктор Нилов: Например, всем известная проблема пьянства за рулем. Мы действительно добились сегодня реального улучшения ситуации. Нетрезвых водителей стало меньше на дорогах. Сократилось количество ДТП с их участием. Снизилось количество случаев повторного управления в состоянии опьянения. Но при этом сама проблема никуда не ушла, она осталась. И поэтому сегодня нужно нарабатывать те меры, которые позволили бы еще в большей степени снизить пьянство за рулем.
Это ведь не единственная проблема? Какие еще заботы у ГАИ сейчас на первом месте?
Виктор Нилов: Вторая, на наш взгляд, значимая проблема - это детская безопасность. Мы можем показать в цифрах, что сегодня число детей, погибших в дорожных происшествиях, продолжает снижаться. Но цифра 710 погибших детей все равно очень большая. При этом почти 60 процентов из этих погибших - дети-пассажиры. Обвинить детей в этой смертности нельзя. Это явно вина взрослых. Если мы возьмем число погибших детей-пешеходов, то их доля вины в этом тоже будет незначительная. По сути, сегодня дети достаточно адекватно оценивают дорожную ситуацию. А к взрослым, к родителям вопросы остаются.
В последнее время участились случаи, когда вне стационарных постов ГИБДД автомобилистов останавливают для проверки документов. С чем это связано?
Виктор Нилов: Есть одна оговорка, предусматривающая возможность останавливать для проверки документов вне постов - проведение оперативно-разыскных мероприятий. К такому требованию несколько лет назад было добавлено проведение так называемых сплошных проверок. Когда группами нарядов отрабатываются отдельные виды правонарушений: нетрезвое состояние, перевозка детей, применение ремней безопасности и другие. Для проведения такой проверки издается необходимый распорядительный документ и оговаривается время проведения операции.
По ночам такие проверки тоже устраиваются?
Виктор Нилов: И по ночам, и в дневное время. Это новое тактическое действие. Мы проводим проверку, уведомляя граждан, что в определенный день приедем в конкретный населенный пункт и будем там отрабатывать, к примеру, противодействие вождению в пьяном виде.
Это очень удобно, потому что мы тем самым предотвращаем желание сесть за руль в состоянии опьянения. Не раз бывали случаи, когда в небольших городках во время таких проверок движение просто останавливалось. Честно говоря, нам такие результаты очень нравятся, потому что есть реальная надежда, что мы кого-то спасли от беды.
Многие сотрудники ГИБДД не любят, когда их называют гаишниками. А вы как относитесь к этому слову?
Виктор Нилов: Совершенно нормально. Я был гаишником, сейчас работаю гаишником и останусь гаишником.