Эксперт: Рейтинг инвестиционной привлекательности полезен регионам

На прошедшем недавно в Ярославле заседании президиума Госсовета отмечалось, что в нынешних непростых экономических условиях власти большинства регионов могут поддержать восстановление экономики лишь созданием благоприятного инвестиционного климата. И резервы для этого, отмечали участники заседания, есть.

В целом Россия в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (Doing Business) за последние шесть лет поднялась со 124-го места на 40-е. Третий год подряд в стране формируется рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, который основывается на двух параметрах: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Первый показывает, на какую долю регион претендует на общероссийском рынке, а второй отражает сложности, с которыми инвестор сталкивается в той или иной территории. Ситуация в регионах значительно различается: в одних потенциал высок и риски минимальны, в других даже при высоком потенциале риски перевешивают, и тогда инвестиции туда не идут.

- Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов - совсем "молодой" инструмент и пока не является доминирующим фактором при выборе инвестором региона инвестирования, - считает президент Российского инвестиционного агентства Юрий Спиридонов. - Но он полезен для региональных властей, поскольку служит для выявления и решения основных проблем, на которые обращают внимание инвесторы. Это оперативное оформление земельных участков, получение разрешительной документации, осуществление технологических подключений к сетям газо-, энерго-, тепло-, водоснабжения и т.д., развитие инфраструктуры для бизнеса и т.д.

Верхние строчки в Национальном инвестиционном рейтинге не первый год занимают Республика Татарстан, Белгородская, Калужская, Тульская, Тюменская области, Краснодарский край, Чувашская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ и еще ряд "тяжеловесов". В прошлом году эта группа даже увеличилась на три региона. В основе успеха - солидные инвестиционные программы - как собственные, в рамках государственно-частного партнерства, так и осуществляемые при поддержке федерального бюджета.

Но экономический спад свел на нет действие некоторых прежних драйверов роста, и они в ряде случаев превратились в тормоз для региональных экономик. Самый показательный пример - многочисленные заводы, созданные для промсборки иномарок. Падение спроса на их продукцию сказалось на положении в рейтинге таких регионов, как Петербург, Калужская и Калининградская области.

Определились в условиях экономического кризиса и новые драйверы роста. Так, для ряда региональных экономик им стал химический комплекс - поднялись в рейтинге Тульская, Новгородская, Ленинградская области, прибавила Республика Татарстан. Драйвером роста для многих регионов стала биофармацевтика, особенно там, где развиваются фармкластеры - это Калужская, Московская и Ярославская области, Алтайский край и др.

Ставка на импортозамещение позволяла хотя бы в теории несколько подняться регионам с сильным агропромышленным комплексом - Ставропольскому и Алтайскому краям, Тамбовской и Воронежской областям, но некоторые этим шансом так и не воспользовались. На Дальнем Востоке и в Сибири одна из основных форм поддержки бизнеса заключается в создании особых экономических зон (ОЭЗ) и территорий опережающего развития (ТОР) с льготным налоговым режимом. Новые механизмы развития изменили здесь соотношение казенных и частных источников финансирования в пользу последних, что позволило создать на Дальнем Востоке, например, почти 50 тысяч новых рабочих мест.

Однако выросло и число российских регионов в группе "Умеренной инвестиционной привлекательности" - так корректно в Национальном рейтинговом агентстве называют группу регионов-аутсайдеров. Причем ситуация с привлечением инвестиций не всегда зависит только от сырьевых ресурсов и уровня госдолга. Много значит и созидательная активность региональной власти в ее стремлении изменить инвестиционный климат к лучшему. В группе отстающих региональных команд вновь оказались как территории Центральной России (Ивановская, Костромская, Псковская, Кировская и др. области), так и сибирские (Тува, Алтай и Алтайский край, Хакасия, Бурятия, Забайкальский край, Курганская область и др.) и северокавказские (Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия и др.). Очевидно, этим регионам требуется особое внимание и помощь со стороны институтов развития, а их губернаторам есть о чем призадуматься.

Последние два года отмечены ростом интереса к России со стороны зарубежных инвесторов. Причины в том, говорят экономисты, что сегодня в мире денег много, а проектов, в которые реально можно инвестировать без большого риска, недостаточно.

- В большинстве случаев инвестпроекты предлагают регионам иностранные партнеры, желающие сократить издержки, которые они несут в своих странах, - подтверждает Юрий Спиридонов. - Но не исключено и обратное движение, особенно, если проект своими гарантиями поддерживает государство.

Наш рынок в условиях санкций стал привлекательным для иностранных компаний своими практически гарантированными государством доходами. Их предоставляет специальный инвестиционный контракт (СПИК), которым правительство России дает особые привилегии тем, кто инвестирует как минимум 750 миллионов рублей и обязуется вести бизнес в России не менее 10 лет. СПИК дает компаниям возможность участвовать в государственных тендерах, получать налоговые льготы и приобрести статус "локального производителя". В результате одна только Германия за 2015 год инвестировала в России 1,78 миллиарда евро. А за первый квартал 2016 года объем прямых немецких инвестиций в реальную экономику, в том числе и в региональные проекты, вырос до 1,1 миллиарда евро.

Важно, что сегодня сформированные властями регионов инвестиционные модели представляют интерес не только для государства в целом и региона как способ достижения социально-экономических показателей, но и для частных инвесторов.

- Наибольшие объемы инвестиций, в том числе иностранных, приходятся сегодня на регионы с наиболее развитым финансовым сектором и промышленностью, а также являющиеся местом регистрации головных компаний холдингов, - констатирует заместитель исполнительного директора Ассоциации профессиональных инвесторов Иван Максимов. - Это как раз те регионы, в которых осуществляется наибольшее число частных инвестиций - Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Калужская, Кемеровская, Нижегородская, Новосибирская, Тюменская области и ЯНАО, Краснодарский и Красноярский края.

Сегодня немало примеров того, что столичные инвесторы ищут новые возможности для развития своего бизнеса именно в регионах.

Сформированные регионами инвестиционные модели представляют интерес не только для них самих и государства, но и для частных инвесторов

- Появление новых масштабных проектов в регионах влечет за собой развитие благоприятного инвестиционного климата, - замечает генеральный директор компании "БЭЛ Девелопмент", члена Ассоциации инвесторов Москвы, Елена Комиссарова. - К примеру, мы приступаем к реализации девелоперского проекта "Квартал XXI века" в Иркутске. Эта комплексная застройка рекомендована к включению в стратегию развития Иркутской области. Проект предполагает возведение целого ряда объектов - современных общественных и жилых зданий, гостиниц и концертного зала, инициатором строительства которого стал Денис Мацуев, уже более 10 лет проводящий здесь фестиваль "Звезды на Байкале". Город станет более красивым, интересным, а значит, и инвестиционно привлекательным. Новые инвесторы уже интересуются проектом.

- Но не надо забывать, что инвесторы предпочитают приходить в регионы, в которых уже сложились экономические и административные условия для них, и эту тенденцию трудно изменить: диспропорции между субъектами РФ растут, - отмечает Юрий Спиридонов. - Традиционно привлекательными для торговли и финансов остаются крупные мегаполисы - Москва и Петербург, а также Московская и Ленинградская области - здесь влияние оказывает наличие высокообразованных кадров, логистика, плотность и высокий доход на душу населения по сравнению с другими регионами. Вызывают интерес и области с высоким ресурсным потенциалом - Тюменская, Сахалинская, а также области, в которых губернаторы смогли обеспечить максимально комфортные условия для инвесторов - Калужская область, Республика Татарстан. Пример работы региональных команд этих субъектов показывает остальным главам регионов реальный путь того, что необходимо делать, чтобы войти в число лидеров инвестиционного рейтинга.

Под контролем Агентства стратегических инициатив и Минэкономразвития России в этом году регионы будут готовить "дорожные карты", которые должны облегчить жизнь бизнесу. Для их составления необходимо опираться на 12 целевых моделей для упрощения ведения бизнеса в регионе, утвержденных в начале февраля премьер-министром Дмитрием Медведевым. Везде, где возможно, необходимо будет внедрять электронные формы взаимодействия бизнеса и власти, упростить все разрешительные процедуры, поработать над улучшением регионального законодательства для инвесторов, перестроить на партнерское взаимодействие налоговые фискальные структуры и т.п. Таким образом, главной задачей региональных администраций остается создание благоприятной инвестиционной среды.

Программа имеет конкретные показатели, которые регионам необходимо будет достичь. Например, до 1 января 2021 года постановка на кадастровый учет должна сократиться с 80 дней до 38, а регистрация прав собственности - с 15 до 7 дней. С 210 дней до 80 дней регионы должны уменьшить сроки получения разрешения на строительство. До конца года обеспечить бизнесу подключение к электросетям за 90 дней, присоединение к сетям газоснабжения - до 30 дней, а подключение к сетям тепло-, водоснабжения и водоотведения необходимо обеспечить за 40 дней. Дважды в год Минэкономразвития России будет докладывать правительству о достижении целевых показателей моделей регионами. Отвечать будут губернаторы. Эти меры должны улучшить ситуацию с инвестиционным климатом в регионах, особенно в отстающих, в целом это будет работать на развитие экономики страны.

- Инвестиционные компании и фонды положительно относятся к усилиям государства по налаживанию взаимодействия с деловым сообществом, улучшению условий регулирования и формированию благоприятной деловой среды, - заключает Иван Максимов.