Между тем GfK в своем исследовании отмечает, что российская аудитория Всемирной паутины - люди от 16 лет и старше - практически перестала расти. Значит ли это, что доля интернет-экономики в отечественном ВВП в перспективе тоже заметно увеличиваться не будет? "Российская газета" спросила экспертов.
По данным GfK, в 2016 году аудитория Рунета осталась на уровне 2015 года - примерно 70,4 процента населения или около 84 миллионов человек.
Одна из основных причин отсутствия наблюдавшегося еще несколько лет назад бурного роста - общее замедление экономики, полагают эксперты. "Спад привел к сокращению потребления интернет-услуг со стороны населения и к уменьшению инвестиций, в том числе в развитие Сети", - говорит Екатерина Сычева, директор The Boston Consulting Group (BCG).
По мере восстановления экономики можно ожидать возобновления роста числа пользователей Интернета, считает Екатерина Сычева. В странах с сопоставимой географией - в Австралии, Канаде - доля интернет-пользователей составляет 85 и 88 процентов населения. России вполне по силам добиться таких же показателей, полагает эксперт.
Карен Казарян, ведущий аналитик РАЭК говорит, что армия российских пользователей Интернета все-таки пополняется. Но уже два года подряд исключительно за счет мобильного Интернета. Как следствие, увеличивается и доля россиян, выходящих в Сеть исключительно с мобильных устройств, констатирует Казарян. "По некоторым оценкам, уже почти половина трафика в Рунете приходит именно с мобильных устройств", - отмечает он.
Разработчики различных сервисов, в том числе государственных, видя эти изменения, стремятся адаптировать свои ресурсы. Но такая возможность есть не всегда. В особенности там, где речь идет о сервисах, связанных с работой и образованием.
"Разница в устройствах, которые используются для доступа в Интернет, может спровоцировать появление цифрового неравенства. Государству стоит учитывать подобные вещи в планах по развитию информационного общества", - говорит Карен Казарян.
В целом, по его мнению, в России нужно продолжать строительство инфраструктуры и популяризацию Интернета среди старшего поколения. "Потенциал роста аудитории Рунета есть. Это еще как минимум 20 миллионов человек", - замечает он.
В Интернете люди во всем мире уже покупают продукты и товары, заказывают билеты в поездки и на концерты. Потребление пользователями различных товаров и услуг в Сети вносит заметный вклад в ВВП, признают эксперты. Объем виртуального ретейла достигает 600 миллиардов рублей. На онлайн-тревел сегмент, связанный с путешествиями, приходится свыше 300 миллиардов рублей. Но это не все, что Интернет может дать экономике.
Его значение по масштабам можно сравнить с электричеством, утверждает Карен Казарян. Чем глубже он проникает в ту или иную отрасль и чем больше таких отраслей, тем больше эффект. Весь вопрос лишь в том, что одни отрасли быстрее подвергаются трансформации, а другие чуть медленнее.
Медиа, розничная торговля, телекоммуникации, страхование, банковское обслуживание - это те сферы, где, по словам экспертов, уже наиболее заметно сказалось влияние Интернета.
"Например, с появлением Netflix, Amazon, YouTube расстановка сил в медиа существенно изменилась в пользу онлайн-каналов. В банковском секторе также все большую роль играет именно онлайн-канал взаимодействия с клиентом", - отмечает Барт Банке, партнер и управляющий директор BCG.
Развитие Интернета до неузнаваемости изменило рекламный рынок. "Компании с каждым годом закладывают все больше бюджетов на продвижение в Сети: эксперты фиксируют прирост в 24 процента с января по сентябрь 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, тогда как на ТВ-рекламу было потрачено лишь на 13 процентов больше", - приводит данные статистики Виктория Игнатьева, сопредседатель комитета IAB Russia On-line Branding и директор по работе с клиентами Weborama в Восточной Европе и Центральной Азии.
ТВ-рекламу ценили за максимальный охват аудитории и эффективность - многие потребители до сих пор считают телевидение одним из самых надежных каналов получения информации. Но сейчас ситуация меняется, констатирует Игнатьева. Во-первых, кризис заставил серьезно пересмотреть траты на рекламу и обратить внимание на более дешевые каналы продвижения. Во-вторых, Сеть позволяет более точно сегментировать аудиторию и выйти на конкретного потребителя. "Есть все предпосылки, что траты на интернет-рекламу будут увеличиваться. По нашим оценкам, диджитал сможет сравняться с ТВ уже в 2018 году", - резюмирует Игнатьева.
Такие отрасли, как автомобильная промышленность, энергетика, металлургия, оказались меньше подвержены увлечению виртуальной реальностью. Но именно в этих "традиционных" секторах цифровая трансформация позволяет достичь наибольшего эффекта, замечает Барт Банке. "Интернет вещей", дополненная реальность, облачные вычисления и хранение данных, роботизация уже сегодня оказывают колоссальное влияние на устоявшиеся бизнес-модели. По нашим расчетам повышение уровня цифровизации, в частности в России, может создать добавленную стоимость для экономики в 5-7 триллиона рублей в год", - уточняет он.
Внедрение и использование цифровых технологий сегодня уже является чем-то большим, чем просто один из рычагов повышения эффективности, добавляет эксперт. Мир стоит на пороге нового этапа цифровой революции, который кардинальным образом меняет глобальную экономику - структуру отраслей, возможности компаний и потребителей, роль целых государств.