Новости

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181 г. Москва "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения"

Дата подписания 14 февраля 2017 г.
Опубликован 1 марта 2017 г.

Комментарии Российской Газеты

В соответствии со статьями 69 и 611 Федерального закона "О государственной социальной помощи" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения;

состав информации, размещаемой в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, и источники такой информации;

порядок предоставления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения.

2. Пенсионному фонду Российской Федерации:

обеспечить реализацию мероприятий по развитию и эксплуатации Единой государственной информационной системы социального обеспечения;

совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечить в объеме полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, функционирование Единой государственной информационной системы социального обеспечения;

в срок до 31 декабря 2017 г. разработать и утвердить регламент информационного взаимодействия поставщиков и потребителей информации с Единой государственной информационной системой социального обеспечения.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г., за исключением абзаца четвертого пункта 2, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок обработки информации, подлежащей размещению в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - информационная система), порядок предоставления доступа к сведениям информационной системы, а также принципы создания, развития и эксплуатации информационной системы, ее структуру, порядок ее организации и функционирования, включая порядок защиты информации, содержащейся в информационной системе, порядок направления и обработки запросов, права и обязанности поставщиков информации и пользователей информационной системы, функции ее оператора.

2. Государственным заказчиком создания, развития и эксплуатации информационной системы, а также ее оператором является Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - оператор информационной системы).

3. Оператором инфраструктуры, обеспечивающей функционирование информационной системы, является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее соответственно - оператор инфраструктуры, инфраструктура).

4. Создание и обеспечение функционирования информационной системы осуществляется оператором информационной системы совместно с оператором инфраструктуры в соответствии с полномочиями, определенными Федеральным законом "О государственной социальной помощи", а также в соответствии с положениями Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона "О персональных данных" и настоящего Положения.

5. Правообладателем информации, содержащейся в информационной системе, от имени Российской Федерации является поставщик информации в части сведений, размещенных им в соответствующем региональном (ведомственном) сегменте информационной системы.

II. Принципы создания, развития и эксплуатации информационной системы, функции оператора информационной системы и оператора инфраструктуры

6. Для реализации целей создания информационной системы, указанных в Федеральном законе "О государственной социальной помощи", посредством информационной системы обеспечиваются:

а) предоставление мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат населению в Российской Федерации за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - меры социальной защиты (поддержки) органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления и организациями, предоставляющими меры социальной защиты (поддержки), (далее соответственно - органы власти, организации), в том числе с соблюдением принципа адресности и применением критериев нуждаемости;

б) унификация мер социальной защиты (поддержки), предоставляемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

в) возможность прогнозирования расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части выполнения социальных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

г) повышение уровня информированности граждан о мерах социальной защиты (поддержки) и реализации права на них;

д) формирование и ведение в соответствии с законодательством Российской Федерации базового государственного информационного ресурса в сфере социальной защиты населения.

7. К задачам информационной системы относятся:

а) формирование и ведение классификатора мер социальной защиты (поддержки) (далее - классификатор) и перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (далее - перечень категорий получателей);

б) предоставление пользователям информационной системы информации об основаниях, условиях, о способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты (поддержки), а также сведений об организациях;

в) контроль соблюдения гарантированного объема и качества предоставления мер социальной защиты (поддержки).

8. Функциями информационной системы являются:

а) сбор, анализ и обработка информации о предоставляемых гражданам мерах социальной защиты (поддержки), а также предоставление доступа к такой информации гражданам, заинтересованным органам власти и организациям;

б) обеспечение возможности использования сведений информационной системы в целях прогнозирования и оценки необходимости и нуждаемости граждан в мерах социальной защиты (поддержки);

в) соотнесение региональных и муниципальных классификаторов мер социальной защиты (поддержки), регистров в сфере социальной защиты с классификатором в целях унификации мер социальной защиты (поддержки);

г) обеспечение упорядоченного эффективного межведомственного взаимодействия, включая взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации между собой в части обмена сведениями о предоставлении мер социальной защиты (поддержки) посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее - инфраструктура взаимодействия).

9. Создание, развитие и эксплуатация информационной системы осуществляются на основе следующих принципов:

а) использование инфраструктуры взаимодействия;

б) обеспечение полноты, достоверности, актуальности и целостности сведений, получаемых через информационную систему;

в) однократность ввода информации и многократность ее использования;

г) обеспечение применения органами власти и организациями классификатора и перечня категорий получателей;

д) централизация сбора и безвозмездность предоставления информации с использованием информационной системы для всех пользователей информационной системы в соответствии с их правами доступа;

е) модульность построения, адаптируемость, модифицируемость информационной системы;

ж) открытость для интеграции с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единых форматов информационного взаимодействия.

10. Функциями оператора информационной системы являются:

а) техническое сопровождение, администрирование, эксплуатация и развитие программно-технических средств информационной системы;

б) соблюдение требований безопасности информационной системы;

в) обеспечение совместно с оператором инфраструктуры бесперебойного функционирования информационной системы;

г) обеспечение возможности интеграции и взаимодействия иных информационных систем с информационной системой;

д) ведение аналитической подсистемы информационной системы с целью формирования аналитической отчетности и предоставление к ней доступа заинтересованным органам власти;

е) размещение (опубликование) ежеквартально на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), а также на портале открытых данных Российской Федерации общедоступной информации, в том числе в форме открытых данных;

ж) утверждение форматов сведений, предоставляемых в информационную систему.

11. Реализация функций оператора инфраструктуры по предоставлению и функционированию инфраструктуры осуществляется в порядке, определяемом Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

III. Структура информационной системы

12. Информационная система состоит из следующих сегментов:

а) региональные (ведомственные) сегменты;

б) федеральный сегмент;

в) технологический сегмент.

13. Региональные (ведомственные) сегменты информационной системы предназначены для сбора сведений из информационных систем поставщиков данных. Состав собираемых сведений определен в составе информации, размещаемой в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, и источниках такой информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181 "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения" (далее - состав информации).

Персонификация сведений в региональных (ведомственных) сегментах информационной системы осуществляется на основании страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) получателя мер социальной защиты (поддержки).

14. В состав каждого регионального (ведомственного) сегмента информационной системы входят:

а) подсистема взаимодействия с внешними системами;

б) подсистема сбора данных.

15. Федеральный сегмент информационной системы обеспечивает:

а) прием и форматно-логический контроль информации, поступающей из региональных (ведомственных) сегментов информационной системы в соответствии с составом информации;

б) предоставление по запросам органов власти, организаций и граждан сведений;

в) формирование регламентированных и аналитических отчетов на основании сведений информационной системы;

г) предоставление сформированных отчетов органам власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения;

д) формирование и ведение нормативно-справочной информации, в том числе классификатора и перечня категорий получателей.

16. Федеральный сегмент информационной системы включает в себя:

а) портал информационной системы;

б) подсистему ведения классификатора;

в) аналитическую подсистему;

г) подсистему регламентированной отчетности;

д) подсистему обработки запросов;

е) подсистему нормативно-справочной информации.

17. Технологический сегмент информационной системы обеспечивает функционирование инфраструктуры информационной системы и комплексную информационную безопасность в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и иных документов, устанавливающих требования по защите информации.

18. Ведение классификатора осуществляется в соответствии с порядком его формирования, актуализации и использования участниками информационного взаимодействия, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

При формировании классификатора обеспечивается использование Общероссийского классификатора информации по социальной защите населения (ОКИСЗН).

19. В составе информационной системы предусматривается формирование и ведение справочника критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной защиты (поддержки), порядок формирования, ведения и использования которого устанавливается оператором информационной системы, а также формирование аналитических отчетов в сфере предоставления мер социальной защиты (поддержки) гражданам.

20. В целях функционирования информационной системы обеспечивается ее интеграция с элементами электронного правительства, такими, как федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - Единая система идентификации и аутентификации), единая система межведомственного электронного взаимодействия, федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг).

Также обеспечивается интеграция информационной системы с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами, создаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации и содержащими информацию, подлежащую включению в информационную систему в соответствии с составом информации, либо обеспечивающими доступ к этой информации.

IV. Поставщики информации в информационную систему и пользователи информационной системы

21. Поставщиками информации являются органы государственной власти (государственные органы), государственные внебюджетные фонды, организации, находящиеся в ведении органов государственной власти, предоставляющие меры социальной защиты (поддержки).

22. Пользователями информационной системы являются поставщики информации, указанные в пункте 21 настоящего Положения, и граждане.

23. Поставщики информации размещают в собственных информационных ресурсах информацию, предусмотренную составом информации, для ее дальнейшего предоставления в информационную систему в соответствии с порядком предоставления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181 "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения".

24. В целях информирования граждан о предоставленных, предоставляемых им мерах социальной защиты (поддержки) оператор информационной системы обеспечивает отражение такой информации в личном кабинете гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - личный кабинет), в том числе предоставление такой информации в виде электронного документа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

25. В целях обеспечения актуальности и достоверности информации о фамилии, имени, отчестве гражданина в информационных системах поставщиков информации и пользователей информационной системы оператор информационной системы обеспечивает передачу сведений об изменении фамилии, имени, отчества, поступивших в информационную систему из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

V. Порядок обработки информации, подлежащей размещению в информационной системе

26. Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "О персональных данных".

27. Согласие гражданина на обработку его персональных данных подтверждается заявлением, поданным гражданином в орган, предоставляющий меры социальной защиты (поддержки).

28. Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, может осуществляться исключительно в целях обеспечения прав граждан на социальную защиту (поддержку), установленных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

29. При обработке информации, подлежащей размещению в информационной системе, должны быть обеспечены:

проведение мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа к такой информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права доступа к данной информации;

своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

недопущение воздействия на региональные (ведомственные) сегменты информационной системы, в результате которого может быть нарушено их функционирование;

постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

VI. Порядок предоставления доступа пользователей к информации, содержащейся в информационной системе

30. Доступ к информации, содержащейся в информационной системе, предоставляется посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

31. Доступ к информационной системе предоставляется:

а) уполномоченным должностным лицам органов власти и организаций посредством инфраструктуры взаимодействия при соблюдении требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты персональных данных;

б) уполномоченным должностным лицам иных органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов посредством инфраструктуры взаимодействия в части доступа к аналитической отчетности, содержащейся в информационной системе;

в) физическим лицам - получателям мер социальной защиты (поддержки) в части персональной информации, предоставляемой посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, о назначенных им мерах социальной защиты (поддержки) и предоставленных услугах;

г) всем пользователям сети "Интернет" - к нормативно-справочной информации в сфере социальной защиты (поддержки) посредством свободного доступа с использованием сети "Интернет".

32. Идентификация и аутентификация пользователей информационной системы, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 31 настоящего Положения, осуществляются с использованием Единой системы идентификации и аутентификации.

33. Порядок регистрации пользователей информационной системы определяется оператором информационной системы.

VII. Направление и обработка запросов о предоставлении информации в информационной системе

34. Пользователи информационной системы, указанные в подпункте "а" пункта 31 настоящего Положения, для получения информации, содержащейся в информационной системе, направляют запрос о предоставлении информации путем его формирования в электронной форме в своей информационной системе.

При направлении такого запроса должны быть указаны следующие сведения:

а) наименование органа власти или организации, направляющих запрос;

б) СНИЛС гражданина, в отношении которого запрашивается информация;

в) наименование государственной, муниципальной услуги с указанием номера (идентификатора) такой услуги в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", а также наименование иной услуги, для предоставления которой необходима запрашиваемая информация;

г) указание на положения нормативного правового акта, устанавливающие, что запрашиваемая информация необходима для предоставления государственной, муниципальной или иной услуги, и указание на реквизиты данного нормативного правового акта;

д) дата направления запроса;

е) фамилия, имя, отчество и должность лица, подготовившего и направившего запрос, а также номер служебного телефона и (или) адрес электронной почты данного лица для связи.

35. Направление запросов о предоставлении информации в информационную систему в целях получения персонифицированных сведений пользователем, указанным в подпункте "а" пункта 31 настоящего Положения, для осуществления деятельности, не связанной с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), не допускается, а должностные лица, направившие такие запросы в информационную систему, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

36. Пользователи информационной системы, указанные в подпункте "в" пункта 31 настоящего Положения, для получения информации, содержащейся в информационной системе, направляют запрос о предоставлении информации путем обращения через личный кабинет.

37. При поступлении запроса о предоставлении информации, направленного пользователем информационной системы в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения, такой запрос обрабатывается подсистемой обработки запросов федерального сегмента информационной системы.

По результатам обработки в указанной подсистеме федерального сегмента информационной системы формируется ответ на поступивший запрос.

При этом в федеральном сегменте информационной системы сохраняется информация о поступившем запросе и предоставленной по нему из информационной системы информации.

38. Состав информации, предоставляемой конкретному пользователю информационной системы, направившему запрос о предоставлении информации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

39. В информационной системе на основании запроса о предоставлении аналитической информации, подготовленного пользователями информационной системы, указанными

в подпунктах "а" и "б" пункта 31 настоящего Положения, содержащего коды (список кодов) классификатора, перечня категорий получателей, предоставляется доступ к агрегированным деперсонифицированным сведениям информационной системы для формирования аналитической отчетности.

40. Информация о запросах, направленных пользователями информационной системы, указанными в подпунктах "а" и "в" пункта 31 настоящего Положения, хранится в информационной системе в течение 1 года. Состав такой информации определяется оператором информационной системы.

VIII. Защита информации, содержащейся в информационной системе

41. Информация, содержащаяся в информационной системе, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации о персональных данных.

42. Защита информации, содержащейся в информационной системе, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за эксплуатацией информационной системы.

43. Для обеспечения защиты информации в ходе создания, эксплуатации и развития информационной системы оператором информационной системы осуществляются:

а) формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе;

б) разработка и внедрение системы защиты информации, содержащейся в информационной системе;

в) применение сертифицированных средств защиты информации, а также аттестация информационной системы на соответствие требованиям к защите информации;

г) защита информации при ее передаче по информационно-телекоммуникационным сетям;

д) обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации информационной системы.

44. В целях защиты информации, содержащейся в информационной системе, оператор информационной системы обеспечивает:

а) предотвращение несанкционированного доступа к информации, содержащейся в информационной системе, и (или) передачи такой информации лицам, не имеющим права на доступ к информации;

б) возможность обнаружения фактов несанкционированного доступа к информации, содержащейся в информационной системе;

в) недопущение несанкционированного воздействия на входящие в состав информационной системы технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

г) возможность выявления фактов модификации, уничтожения или блокирования информации, содержащейся в информационной системе, вследствие несанкционированного доступа и восстановления такой информации;

д) осуществление непрерывного контроля за уровнем защищенности информации, содержащейся в информационной системе.

Порядок предоставления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения

1. Настоящий порядок определяет действия поставщиков информации Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее соответственно - поставщики информации, информационная система) по предоставлению в информационную систему информации, содержащейся в федеральных, региональных, муниципальных регистрах, иных государственных и региональных информационных системах в сфере социальной защиты (поддержки) и информационных системах организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, операторами которых они являются (далее соответственно - информационные ресурсы, меры социальной защиты (поддержки).

2. Предоставление информации в информационную систему осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Законом Российской Федерации "О государственной тайне", Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральным законом "О персональных данных".

3. При необходимости установления особенностей порядка предоставления информации в информационную систему в отношении граждан, проходящих (проходивших) службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или приравненная к ней служба, такие особенности определяются совместно оператором информационной системы и указанными федеральными органами исполнительной власти.

4. Поставщики информации размещают информацию о предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления мерах социальной защиты (поддержки), состав которой предусмотрен составом информации, размещаемой в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, и источниками такой информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181 "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения", в своих информационных ресурсах для последующей ее передачи в соответствующий региональный (ведомственный) сегмент информационной системы.

5. Поставщики информации при внесении в свои информационные ресурсы информации о предоставлении гражданину мер социальной защиты (поддержки) обеспечивают передачу указанной информации в соответствующий региональный (ведомственный) сегмент информационной системы с периодичностью и в порядке, которые определяются оператором информационной системы.

6. Информация о предоставлении гражданину мер социальной защиты (поддержки) включает в себя страховой номер индивидуального лицевого счета получателя таких мер, а также информацию о предоставленных ему мерах социальной защиты (поддержки), кодифицированную с использованием классификатора мер социальной защиты (поддержки) и перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.

7. В случае изменения информации о предоставлении мер социальной защиты (поддержки), содержащейся в информационных ресурсах поставщиков информации, эти поставщики информации обеспечивают передачу актуальной информации в соответствующий региональный (ведомственный) сегмент информационной системы с периодичностью и в порядке, которые определяются оператором информационной системы.

8. Поставщики информации обеспечивают передачу информации, содержащейся в информационных ресурсах поставщиков информации, в региональные (ведомственные) сегменты информационной системы с использованием элементов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

9. Поставщики информации обеспечивают достоверность, полноту и актуальность информации, размещаемой ими в региональных (ведомственных) сегментах информационной системы, а также ее соответствие требованиям к формам и форматам электронных документов, которые утверждаются оператором информационной системы.

10. Достоверность информации, размещаемой в региональных (ведомственных) сегментах информационной системы, подтверждается органом государственной власти (государственным органом), государственным внебюджетным фондом, организацией, находящейся в ведении органов государственной власти, предоставляющей меры социальной защиты (поддержки), являющимися поставщиками информации в информационной системе, посредством использования усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи".