03.03.2017 20:20
    Поделиться

    В Кремле показали автомобильный гараж династии Романовых

    Грозный бронеавтомобиль, вооруженный пулеметом, и три удивительных легковых Ford выставлены на территории Московского Кремля. Машины стоят в "Царском дворике" - это площадка Гаража особого назначения, куда посторонних не пускают, но посетители кремлевских музеев могут видеть их через прутья кованного забора. Зрелище не оставляет равнодушных.

    Каждому из раритетов больше 100 лет, тем не менее, все на ходу. А броневик можно хоть сейчас отправлять в бой.

    "Пожалуй, в бой мы его не пошлем, - с юмором говорит высокопоставленный сотрудник Федеральной службы охраны. - Пулемет "Максим" на бронеавтомобиле хоть и не муляж, но он деактивирован (выведен из строя),  и на всякий пожарный приварен к корпусу. А то, что бронеавтомобиль на ходу, это точно, я сам управлял им на полигоне. В Кремль он прибыл из музея в Царском селе. Конечно, везли его на платформе - своим ходом преодолеть расстояние от Питера до Москвы для такого раритета - это чересчур. В октябре броневику исполнится 103 года, ветерана надо беречь".

    Так и хочется написать: да на таком выступал сам Ленин. Но это не так. Вождь мирового пролетариата произносил речи с русской версии британского броневика "Остин". У этого - другая история. И не менее увлекательная.

    Осенью 1914 года император Николай II выделил из своего гаража грузовик для нужд фронта. Шла Первая мировая, машину обшили листами брони и вооружили тремя пулеметами. В отличие от ленинского полубританского броневика, этот был полностью отечественным: его произвели на знаменитом заводе "Руссо-Балт".

    Это чудо техники император передал Кавказской туземной конной дивизии. Сегодня термин "туземная" звучит несколько двусмысленно. На самом деле ничего обидного в названии дивизии не было. Да и сами названия тогда мало что значили, например Тарский полк этой дивизии был укомплектован азербайджанцами. К слову, в начале прошлого века жителей Кавказа и Закавказья официально называли туземцами и на службу в армию не призывали. Дивизию формировали за счет добровольцев: чеченцев, ингушей, осетин, кабардинцев, дагестанцев, абазин, абхазов и карачаевцев. В составе Дагестанского полка воевал сын Льва Николаевича Толстого - Михаил Львович Толстой. Командовал туземной дивизией младший брат императора великий князь Михаил Александрович.

    Дивизия дралась отважно: боевые хроники гласят, что на каждого бойца пришлось по четыре пленных. Броневик "Руссо-Балт" был настолько потрепан в боях, что когда он попал в руки к реставраторам, восстанавливать его пришлось едва ли не с нуля. Более-менее сохранилась лишь ходовая, броню пришлось варить заново.

    В броневике очень тесно, но если вы все-таки рискнете в него забраться, то вознаграждением станет немало сюрпризов. Современный водитель вполне справится с управлением: понятная коробка передач, все три педали на месте. Некоторые приборы изумляют: например, измеритель воды. Даже не во всех современных машинах есть датчик омывателя…

    "Это не та вода! - уточняет официальный представитель ФСО Сергей Девятов. - Обрати внимание: бак стоит на крыше, вода использовалась для охлаждения ствола пулемета "Максим".

    Чтобы увидеть этот броневик - в Кремль идти не надо. Его, а также еще несколько десятков раритетных автомобилей, можно осмотреть на выставке старинных автомобилей "Первые моторы России". Она пройдет в Сокольниках с 8 по 12 марта. Организаторы обещают показать невероятную коллекцию самых удивительных автомобилей 1896-1917 годов выпуска. Всего на площади в 11 тысяч кв. метров выставят 28 раритетных автомобилей, семь исторических мотоциклов, один трицикл и восемь велосипедов.

    Обещаны раритеты: автомобили Пузырева, электрокэбы Романова, омнибусы "Дукс" и грузовики "Лесснер" (звучит на иностранный манер, но это отечественный производитель), спорткары кузовной фабрики Ильина и лимузины фирмы Ивана Брейтигама.

    В основе главной экспозиции - машины, дающее представление о парке Собственного его императорского величества гаража. Так он пафосно назывался при императоре Николае II. Впрочем, пафос пафосом, но в момент создания гаража у России не было в мире конкурентов. Гараж основали ровно 110 лет назад. Просуществовал он десять лет, сразу после революции машины забрало Временное правительство. На момент закрытия императорского гаража в марте 1917 года в нем было 56 автомобилей, что делало его крупнейшим среди гаражей монархов и президентов. Для контраста: у президента США в те годы было всего десять машин.

    Одна из изюминок: (Bebe Peugeot - в Россию такой привезли в 1913 году на Международную автомобильную выставку в Санкт-Петербурге. Через год Николай II подарил Bebe Peugeot на день рождения сыну. Цесаревич Алексей на нем катался по аллеям парка в Царском Селе. Назвать его автомобилем-игрушкой язык не поднимается: двигатель объемом 856 куб. см и мощностью 10 л.с. позволял разогнать Bebe до 65 км/ч. Для 10 л.с. вполне приличный показатель. Даже по современным меркам.

    Судьба автомобиля цесаревича неизвестна. В Сокольниках покажут Bebe Peugeot 1913 года выпуска из гаража московского коллекционера. Организаторы сообщают, что автомобиль попал в Россию еще до революции, а семье коллекционеров принадлежит с 1940 года.

    Это к вопросу о популярном стереотипе: все раритетные авто - забава и прихоть очень состоятельных людей. Не только. Иметь много денег в этом мире - недостаточно. В это увлечение нужно вложить еще и душу. Настоящие фанатичные коллекционеры по винтику собирают машины, которые в буквальном смысле выкапывают из земли.

    "В Сокольниках мы покажем автомобиль Benz, который найден в ужасном состоянии в районе Великих Лук. Фактически это была груда ржавого металла, - рассказывает автомобильный историк и эксперт Иван Баранцев. - Пока он еще в процессе восстановления. Но к следующей выставке "Олдаймер-галереи" вы его не узнаете, он буквально засияет".

    А состояние автомобилей, участвующих в выставке, охарактеризовал руководитель проекта Илья Сорокин: "Из 28 экспонирующихся автомобилей - 27 на ходу".

    "Собрать такую коллекцию машин и мотоциклов в одном месте - огромная сложность. Надо отметить, что и частные коллекционеры, и государственные музеи, и музеи Москвы пошли нам навстречу", - говорит Сергей Девятов.

    Ну а кому особенно повезет, сможет приобрести книгу "Собственный его императорского величества гараж". Историки интригуют: большинство фотографий, как авто, так и исторических персонажей, публикуется впервые.

    Но редкие фотографии можно будет не только в книге. Илья Сорокин сообщил, что один из павильонов будет оформлен так, чтобы передать атмосферу международной выставки 1913 года. На стенах разместят 110 фотографий, на которых запечатлены мгновения жизни царской семьи и той России. Экспертам удалось установить дату каждого снимка. К каждой фотографии подобраны цитаты из дневника Николая II.

    Ну а идейным противникам монархии и коммунистам в Сокольниках тоже есть на что полюбоваться. 

    Военная тема представлена основательно: кроме броневика, который показали журналистам в Кремле, увидим совершенно уникальный гусеничный тягач "Сталинец".

    Поделиться