Суть масштабной "кассовой" реформы, которая началась в стране в прошлом году, заключается в замене старых аппаратов на новые с доступом во Всемирную сеть. Это, по мнению законодателей, не только упростит регистрацию и обслуживание касс, но и, благодаря передаче информации о расчетах в режиме реального времени оператору, а затем налоговой службе, позволит снизить теневой оборот наличности.
Добровольно перейти на онлайн-кассы бизнесу предложили с 15 июля 2016 года. Однако с первого февраля 2017-го регистрация ККТ ведется уже только по новому порядку, а с первого июля старые нормативы вообще прекратят свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также тех, кто выбрал патент или единый налог на вмененный доход (то есть для малого бизнеса, который раньше не был обязан применять ККТ), есть еще год, чтобы перейти на новую систему. Для них изменения становятся обязательными с первого июля 2018 года.
Кроме того, с 31 марта организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, вне зависимости от системы налогообложения будут обязаны также использовать контрольно-кассовую технику.
- Новые правила - это дополнительная нагрузка на бизнес-сообщество, - констатирует врио уполномоченного по защите прав предпринимателей на Ставрополье Кирилл Кузьмин. - В первую очередь людей беспокоят сложности с подключением к интернету. На отдельных территориях его вовсе нет либо качество соединения очень низкое.
Сегодня в 722 населенных пунктах края нет проводного интернета. На этих территориях предприниматели смогут работать офлайн, но все же передавать данные в налоговую службу они обязаны в определенные сроки. И, кстати, прежде список этих поселков необходимо официально принять, чего до сих пор не сделано.
- У нас просто нет хорошего интернета, и если касса все время будет "виснуть", то работать станет в принципе невозможно, - говорит владелец магазина из Нефтекумского района края Игорь Бобкин.
Об этом на встречах с бизнес-омбудсменом, посвященных реализации нового закона, говорят и другие ставропольцы. У некоторых возникают сложности даже с постановкой на учет новой ККТ. Сайт налоговой службы просто не выдает необходимую информацию. Например, один из предпринимателей около месяца не может зарегистрировать аппарат из-за расхождения данных.
Между тем, по словам главного государственного налогового инспектора контрольного отдела УФНС России по Ставропольскому краю Дмитрия Ильтинского, в крае, по последним оценкам, функционируют 28 тысяч кассовых аппаратов. Из них сегодня только 1,1 тысячи нового образца.
- В связи с этим мы просим предпринимателей не затягивать с переходом на онлайн-кассы. Ведь если сроки будут нарушены, последуют штрафы, - предупреждает Ильтинский.
Представители бизнес-сообщества обеспокоены и технической стороной вопроса: смогут ли производители поставить необходимое количество аппаратов? Сейчас в стране насчитывается около семи миллионов единиц ККТ, а с учетом грядущего расширения сфер ее применения это число должно вырасти до 11 миллионов.
- Если кассовые аппараты сегодня выпускают несколько заводов в стране, то необходимый накопитель фискальных данных - всего одно предприятие. И такая колоссальная нагрузка легко может привести к производственному коллапсу, - говорит сопредседатель ставропольского регионального отделения "Опоры России" Павле Мрвалевич.
Подобные ситуации в стране уже возникали, когда, к примеру, транспортников в экстренном порядке обязали установить системы ГЛОНАСС или когда совсем недавно была введена единая система маркировки меховых изделий. И в том и в другом случаях возникла острая нехватка оборудования, ставшая причиной нарушений закона не по вине бизнеса.
Решающим аргументом в пользу поправок Мрвалевич называет резко увеличившуюся финансовую нагрузку на предпринимателей:
- Минимальные затраты на одну онлайн-кассу составляют около 20 тысяч рублей, плюс около четырех тысяч в месяц надо отдавать за услуги оператора связи, а ведь раньше нужды в них у маленьких предприятий просто не было. Отдельная строка расходов - стоимость услуг оператора фискальных данных, с которым теперь необходимо в обязательном порядке заключать договор, это стоит 3600 рублей в год.
Изъятые таким образом из оборота суммы малые компании, считают в "Опоре России", могли бы потратить на расширение производства товаров и услуг, тем самым пополнив бюджет края. Есть компании, имеющие мелкую торговую сеть, которым надо поменять сразу пять, а некоторым и десять контрольно-кассовых машин.
- Эффект от легализации теневого наличного оборота будет очень незначительным, а при уходе в тень малых предприятий еще и приведет к сокращению налоговых и страховых поступлений, - подчеркивает сопредседатель организации.
Выход из ситуации предприниматели края видят в том, чтобы дать им возможность работать на прежних кассовых аппаратах до истечения срока их годности, а также позволить не использовать онлайн-ККТ в сельской местности, где низкая скорость интернета.
Свои предложения представители бизнес-сообщества уже передали губернатору региона Владимиру Владимирову. В течение ближайшего времени думой края будут подготовлены соответствующие предложения о корректировке закона.
Тем временем
Законодательное собрание Архангельской области внесло в Госдуму законопроект о переносе сроков внедрения онлайн-касс для отдельных категорий бизнеса с первого июля 2018 года на первое января 2021 года. Речь идет об индивидуальных предпринимателях (ИП), использующих патентную систему налогообложения, а также об организациях и ИП, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
- Это позволит малому и среднему бизнесу еще два с половиной года избегать дополнительных расходов на непрофильное оборудование и IT-специалистов, а также создаст дополнительные стимулы для развития в условиях кризиса, - отмечают авторы инициативы.