10.03.2017 14:45
    Поделиться

    На саммите ЕС главы европейских правительств отчитали польского премьера

    Участники саммита ЕС отчитали польского премьера
    Польша не подписала итоговый документ саммита ЕС, проходящего в Брюсселе, что вызвало среди европейских лидеров дискуссию на повышенных тонах. И хотя формула для принятия всех решений без согласия Варшавы была очень быстро найдена, нынешний саммит войдет в историю Европейского союза, поскольку до сих пор главам 28 стран-членов организации удавалось приходить к консенсусу, тем более по таким простым вопросам, как избрание одного из европейских чиновников.

    Открытая конфронтация, начатая премьер-министром Польши Беатой Шидло на саммите 9-10 марта, показала, что старая добрая Европа все еще контролирует ситуацию, и слишком самонадеянным членам ЕС могут в любой момент указать на их истинное место. Как сообщают со ссылкой на свои дипломатические источники польские СМИ, когда в конце заседания лидеров ЕС Беата Шидло заявила, что не подпишет итоговый документ, на нее обрушились с критикой федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель. Шидло ссылалась на основополагающие принципы Европейского Союза, на что президент Франции Франсуа Олланд сказал ей: "У вас принципы, а у нас структурные фонды". Очевидно, это был намек на инвестиции в польскую экономику из структурных фондов европейского бюджета, в который Франция вкладывает в шесть раз больше средств, чем Польша.

    На пресс-конференции похожий вопрос задал премьер-министру Беате Шидло корреспондент австрийского издания Der Standard Томас Майер. "Я прошу не связывать вопросов, относящихся к финансированию, к европейскому бюджету, с другими темами. Я очень часто слышу, что государства центрально-восточной Европы, и, как правило, это относится к Польше, являются адресатами европейских фондов и, в связи с этим, должны быть послушными. Но мы - точно такие же члены ЕС, как и все остальные", - ответила она. Однако в ходе дискуссии с коллегами по европейскому совету Шидло вряд ли могла чувствовать себя с ними на равных. Например, премьер-министр Бельгии Шарль Мишель назвал позицию польского премьера "детским подходом" и обвинил власти Польши в том, что они выносят внутренние распри на площадку ЕС.

    Напомним, что в четверг экс-премьер Польши Дональд Туск был переизбран на пост председателя Европейского совета, и за него проголосовали все лидеры ЕС кроме главы польского правительства. При этом ни для кого не было секретом, что позиция родной страны Туска является следствием извечной "польско-польской войны", как ее называют сами поляки. В Европе мало кого можно удивить враждой двух крупнейших политических формаций в Польше - правящей сейчас партии "Право и справедливость" и оппозиционной "Гражданской платформы". Достаточно вспомнить, что в 2008 году, когда президентом был покойный Лех Качиньский из первой, а премьер-министром Дональд Туск из второй партии, европейская общественность с изумлением наблюдала за скандалом на высшем уровне: Качиньский и Туск не могли договориться, кто из них полетит в Брюссель на саммит ЕС 15-16 октября. Из-за того, что ни один не желал уступить, полетели оба, и президента усадили на стул, предназначенный для министра финансов, а поскольку саммит был посвящен, в основном, экономическим вопросам, главе государства приходилось периодически уступать место министру.

    Однако никогда еще поляки не втягивали в свои внутренние распри лидеров других европейских стран. Поэтому, когда лидер правящей сегодня в Польше партии "Право и справедливость" Ярослав Качинский бросил все польские дипломатические силы против переизбрания Туска, его не поддержал никто. Даже ближайшие европейские союзники из Вышеградской группы, лидером которой считала себя Польша, проголосовали за Туска. Сам Качиньский назвал эту ситуацию "диктатом Берлина". А глава МИД Польши Витольд Ващиковский, очевидно, не осознавший всей глубины дипломатического поражения, усугубил ситуацию, заявив: "Мы будем проверять, не оказывали ли большие европейские страны, которые были заинтересованы в продолжении работы Туска, какого-либо давления или шантажа по отношению к меньшим государствам.

    О событиях в Брюсселе пишут практически все европейские СМИ. Французские газеты подчеркивают, что Польша становится маргинальной страной в ЕС, а Le Figaro называет конфликт "войной Польши и Брюсселя". Немецкий Tagesspiegel сообщает, что, благодаря Качиньскому, Евросовет доказал, что он еще на что-то способен. "27 к 1 - это однозначный итог голосования", - комментирует баварская Munchner Merkur, которую цитирует польский телеканал TVN24. "Это историческая пощечина, но не Польше, а человеку, который думал, что сможет переломить сопротивление Европы. Очень жаль, что все так далеко зашло, но этот сигнал от сообщества участников саммита был необходим, чтобы отпугнуть потенциальных шантажистов в стиле Качинского", - уверяет издание. Британская BBC News подчеркивает: "Польша оказалась в изоляции в Европейском союзе". По мнению журналистов BBC, действия Беаты Шидло "испортили атмосферу" перед празднованием 25 марта 60-летия подписания Римского договора, заложившего основу для ЕС. Второй день саммита был посвящен неформальным переговорам глав стран-членов Евросоюза по вопросам их единства и планам на юбилейный саммит, "а польская выходка это затмила".

    Тем не менее, в Варшаве прилетевшую с саммита Беату Шидло первые лица государства встречали, как триумфатора. А ее поражение и неспособность убедить других членов ЕС в своей правоте, которые европейские СМИ презрительно окрестили "польской выходкой" премьера, местные власти преподносят обществу, как крупную дипломатическую победу.

    Поделиться