Кислогудронные пруды Ярославского НПЗ имени Менделеева, основанного ни много ни мало в 1879 году и видевшего самого автора периодической системы химических элементов, - многолетнее "экологическое пугало" региона, возникшее как побочный эффект изготовления смазочных масел.
Технология их получения состояла из перегонки мазута и очистки масляных дистиллятов серной кислотой, что приводило к образованию кислого гудрона, который за ненадобностью просто сбрасывался в расположенные на территории предприятия так называемые пруды-накопители. Все это дополнялось и разбавлялось атмосферными осадками, паводковыми водами и со временем расслаивалось на донный кислый гудрон (он внизу) и водный раствор серной кислоты (вверху). Что такое кислый гудрон, популярно объяснено на официальном сайте областного департамента охраны окружающей среды и природопользования: отход второго класса опасности, токсичен, пожароопасен, представляет собой черную вязкую массу, состоящую из серной кислоты, сульфокислот, нейтральных смол, асфальтенового масла, механических примесей, воды и других химических соединений.
Заниматься нейтрализацией адской смеси, "расфасованной" в несколько прудов под открытым небом, здесь начали только в конце 1980-х годов, когда предприятие приобрело специализированные немецкие установки "БОМАГ" для переработки кислых гудронов и чуть позже - "КАРИ" для нейтрализации кислой воды. Процесс по обезвреживанию содержимого прудов не прекращался, хотя и велся с разной степенью интенсивности - в зависимости от возможностей предприятия. Если совсем этого не делать, в половодье или в дождливый сезон кислая вода может выйти из берегов, попасть в речку Печегду, а из нее - в Волгу. В 2013 году, по данным регионального СУ СК России, такой "перелив" причинил вред окружающей среде почти на семь миллионов рублей.
В 2016 году катастрофа едва не повторилась: в ноябре 2015-го завод остановился, а вместе с ним - и установка "КАРИ". Предприятие, в последние годы входившее в структуру холдинга "Менделеев Групп" и выпускавшее дистиллят газового конденсата, маловязкое судовое топливо, топочный мазут и вакуумный газойль, не смогло расплатиться по кредитам, и в результате контрольный пакет акций завода - 88,72 процента - оказался у Московского кредитного банка. Грандиозный проект по строительству комплекса глубокой переработки нефти нового поколения мощностью до трех миллионов тонн в год, который здесь планировалось реализовать в 2015-2019 годах, был заморожен.
Благодаря вмешательству областных властей, а также региональному управлению СК, возбудившему уголовные дела сразу по двум статьям УК РФ (246 - нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ и части 1 статьи 247 - нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов), в авральном, по сути, режиме удалось запустить "КАРИ", денно и нощно снегоуборщики сгребали и увозили подальше от прудов скопившийся там за зиму снег. Существовала опасность, что земляные дамбы, построенные еще до Великой Отечественной войны, могут не выдержать напора и разрушиться, но самого страшного не допустили.
В этом году на берегах злосчастных прудов снова так же неспокойно, как и в марте 2016-го. С той лишь разницей, что "КАРИ" весь период ЧС не останавливалась, несмотря на то, что в октябре прошлого года НПЗ имени Менделеева был признан банкротом и в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Урчат моторами грейдер, бульдозер, самосвал, фронтальный погрузчик…
- Вывозим снег или собираем его в бурты, - рассказывает главный эколог завода Вячеслав Таланов. - Вывозом снега уменьшаем поступление в пруды паводковых вод. А буртованием замедляем процесс таяния и растягиваем его во времени, чтобы не допустить залпового притока в накопители талой воды. Очистные сооружения предприятия, канализационные насосные станции, установка по откачке и нейтрализации кислой воды "КАРИ", лаборатория охраны природы работают в штатном режиме. Реагенты и реактивы для работы есть.
По словам специалистов, масштабный паводок пока не начался, поэтому уровень кислой воды в прудах находится на безопасной отметке в 241 сантиметр от краев дамб - аварийным считается уровень в один метр. То есть люфт еще существенный, но и снега в этом году выпало больше, а тепло пришло резко и рано. То есть ждать можно чего угодно. А главное, совершенно непонятно, что будет с заводом дальше. Между тем от судьбы предприятия напрямую зависит "самочувствие" опасных прудов, а значит, и здоровье людей, живущих в бассейне Печегды и Волги.
Впрочем, власти региона намерены во что бы то ни стало завод реанимировать. В частности, по словам заместителя председателя правительства области Максима Авдеева, идет постоянная работа с Московским кредитным банком, который одновременно и основной акционер предприятия, и его кредитор. В конце прошлого года была ликвидирована задолженность перед сотрудниками завода по зарплате, а договоры с заводчанами заключены еще на три месяца, в течение которых должна быть разработана дорожная карта по запуску предприятия. Правда, чем дольше предприятие стоит, тем сложнее его будет запустить.
- Предприятие может и будет работать, - уверен конкурсный управляющий Олег Краснонос. - Но на его запуск необходимо время. Техническое состояние завода неоднозначное. Из-за длительного простоя большая часть оборудования уже требует комплексной проверки и экспертизы.
Роман Колесов, заместитель председателя правительства Ярославской области:
- В настоящее время предприятие не осуществляет производство. Процедура определения собственника завершится до конца апреля. Сегодня правительство Ярославской области одновременно прорабатывает проекты в двух направлениях: по выбору наиболее эффективной и наименее затратной технологии по рекультивации содержимого кислогудронных прудов и поиску инвесторов для реализации проектов, направленных на реанимацию деятельности самого предприятия.
Для выбора оптимальной технологии утилизации кислых гудронов, скопившихся в прудах Ярославского НПЗ, в Ярославле, на базе областного департамента охраны окружающей среды, создана рабочая группа. Свои варианты решения проблемы предложили несколько ярославских организаций, а также компании из Самары, Воронежа, Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Одна из ярославских компаний, в частности, заявила о технологии переработки гудронов методом крекинга для получения энергии и стройматериалов. Сейчас предлагаемая установка используется для переработки твердых коммунальных отходов, и, по мнению организации, потребуется полгода для ее переоборудования. Нечто подобное - нейтрализацию и обезвоживание кислых гудронов с использованием тонкослойного крекинга в реакторе с получением битума и печного топлива - предложили воронежцы. Но их пилотная установка пока проходит опытно-промышленные испытания. У самого НПЗ еще с 2000-х годов имеется проект ликвидации прудов, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы. Но из-за дороговизны он так пока и не был реализован. По какому пути пойдет регион, станет понятно только после появления у предприятия нового хозяина.