Система идентификации в сфере АПК разработана при участии Открытого правительства, Фонда развития интернет-инициатив, Ассоциации интернета вещей и Минсельхоза России. В следующем году цифровизация должна коснуться молочного и мясного животноводства, птицеводства, овцеводства и козоводства, оленеводства и табунного мясного коневодства - то есть всего поголовья, принадлежащего сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям. Паспортизация, как считают разработчики, позволит защитить права потребителей, обеспечить безопасность и высокое качество продукции, облегчить прохождение таможенной и карантинной зон, а значит, увеличить долю российской продукции на международных рынках.
- Помимо этого, система идентификации животных и возможность отследить движение продукции являются необходимыми элементами "цифровой экономики", - отмечает директор Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников.
Специальный чип или подкожная RFID-метка с индивидуальным номером будет содержать сведения обо всех этапах жизненного цикла животного и о его здоровье, начиная с рождения. Ее нельзя подделать или снять, как бирку, стереть, как краску, к тому же она никогда не потеряется. Соответствующие ветеринарные правила сейчас находятся на согласовании.
По данным Открытого правительства, инициатива не предусматривает создание новой централизованной государственной информационной системы, а предполагает интеграцию с уже имеющимися ресурсами. Это значит, что дополнительного государственного финансирования практически не потребуется.
- Клиенты, в свою очередь, смогут выбирать информационного контрагента, что должно снизить финансовую нагрузку на производителей сельхозпродукции, - считает Колесников.
В Национальном союзе овцеводов считают, что результатом внедрения в стране системы идентификации должен стать полный учет поголовья, аналогичный тому, который сегодня ведется на племенных предприятиях страны. Для них ушные бирки или чипы, которые помогают не допустить подмены животных, давно не являются чем-то необычным.
Новые электронные паспорта смогут дать достоверную информацию и о количестве производимой баранины и ягнятины в личных хозяйствах, и о способах их реализации.
- Около половины овец и коз выращивается на личных подворьях, и почти 60 процентов мяса в убойном весе приходится на ЛПХ, - сообщили корреспонденту "РГ" в организации.
При этом в союзе овцеводов подчеркивают: важно разработать такой механизм, при котором финансовая нагрузка на владельцев небольших хозяйств была бы минимальной.
Во сколько обойдется реализация этой идеи колхозу-племзаводу в Апанасенковском районе Ставрополья, его руководитель Сергей Фисенко пока не просчитывал. Хотя уже понятно, что траты окажутся немалыми - численность племенного стада овец здесь 18 тысяч голов.
- Каждое племенное животное получает свой инвентаризационный номер, по которому можно проследить его родословную. Эти данные есть в специальных книгах и программах, - отмечает руководитель. - После продажи всю информацию мы передаем в краевой минсельхоз, который тоже ведет свою статистику.
По мнению Сергея Фисенко, учет - это задача государственных органов, для производителя же главное - получить максимально выгодное предложение от покупателей, чтобы иметь возможность развивать предприятие и увеличивать стадо.
Сегодня за овцами в Апанасенковский район приезжают из разных регионов страны и из-за рубежа, в том числе из Саудовской Аравии.
- Где в конечном итоге окажется наше мясо - в Москве, в Крыму или в Эр-Рияде, нам по большому счету неважно, - признает председатель.
Его позицию разделяет главный зоотехник колхоза-племзавода в Кочубеевском районе Светлана Запорожская. На предприятии с помощью ушных бирок ведется учет племенного стада дойных коров, численность которых превышает 1250 голов.
- С одной стороны, мы понимаем всю важность и необходимость системы, но с ней наверняка возникнет много проблем, − говорит Запорожская.
Во-первых, стоимость чипирования, если оно ляжет на производителей, может сказаться на конечной цене молока и мяса, которые и так не всем потребителям по карману. Во-вторых, не все специалисты считают безвредными для животных подобные метки.
Как же придется действовать обычным покупателям, пришедшим за мясом, сказать не берется никто. Понятно, что сам чип на прилавок не попадет. Поэтому на сегодняшний день речь идет о создании для покупателя особого QR-кода. Просканировав его смартфоном, можно будет видеть информацию о животном, например, о времени его убоя, о регионе происхождения и так далее.
- Пока для нас тут больше вопросов, чем ответов, -констатирует представитель КФХ из Грачевского района. - И самое интересное, что мы не знаем, каким образом и на какие средства нам обеспечивать свое поголовье чипами. А времени, судя по всему, остается все меньше.