Федеральная палата адвокатов будет определять порядок распределения адвокатов на дела по назначению. В таком случае следователи не смогут вызывать на дело тех, кто им удобней, а значит и заводить так называемых "карманных адвокатов" смысла не будет.
Соответствующие поправки предлагается внести ко второму чтению в президентский законопроект, в целом повышающий защищенность адвокатов. Сегодня Комитет по госстроительству и законодательству одобрил окончательный вариант этого законопроекта, который и будет вынесен на второе чтение.
"Мы его в ближайшее время выносим на пленарное заседание", - заявил агентству РИА Новости глава думского комитета Павел Крашенинников. Как уже писала "РГ", помимо прочего, закон обяжет следователей учитывать принятый адвокатской палатой порядок участия защитника в уголовных делах в качестве адвоката по назначению.
По оценкам экспертов, данная норма будет способствовать победе над таким явлением, как "карманные адвокаты", и позволит избежать ситуаций, когда органами предварительного расследования игнорируются решения органов адвокатского самоуправления и назначаются адвокаты для участия в уголовных делах вопреки интересам подозреваемых и обвиняемых. Адвокат тоже не сможет прийти по звонку следователя, нарушив очередь, так как в таком случае он рискует потерять статус.
По данным "РГ", в ходе обсуждения звучала идея оставить решение о порядке распределения за правительством. Однако, по словам экспертов, такие вещи должно определять профессиональное сообщество. Тогда система будет работать гораздо эффективней.
Сейчас порядок распределения адвокатов по назначению определяют советы региональных адвокатских палат. Как показал пятнадцатилетний опыт, этот подход не смог решить проблему во всех регионах. В профессиональном сообществе широко известны московские случаи, в том числе по громким делам. В одном из них с адвокатом заключили соглашение родственники некоего задержанного. Женщина-адвокат долго выясняла местонахождение подзащитного, узнавая номер телефона следователя, а затем несколько дней пыталась попасть к задержанному. В это время интересы человека представлял адвокат по назначению, который к делу относился весьма прохладно.
В другом деле подсудимый пожаловался, что назначенный адвокат отказался помочь написать жалобы генпрокурору и главе Следственного комитета России, из-за чего человеку, находящемуся под арестом, пришлось отправлять их самостоятельно через канцелярию следственного изолятора.
Приводились и другие примеры, когда при участии назначенных адвокатов арестованные давали нужные показания и даже заключали сделки со следствием, а в это время обычные адвокаты, нанятые родственниками задержанных, не могли пробиться к подзащитным. После принятия данного закона подобные вещи будут в принципе невозможны.