16.03.2017 19:47

Миллиарды с обочин

Сколько зарабатывает Москва на платной парковке?
Платная парковка действует в столице уже пять лет. И результат от нее вроде налицо - Москва больше не стоит в многочасовых заторах, как стояла до 2010 года. И тем не менее, вопрос этот остается одним из самых больных для москвичей. Это можно было почувствовать хотя бы по тому, что телефон "горячей линии" в "РГ" с Александром Гривняком, гендиректором ГКУ "Администратор московского парковочного пространства", практически не умолкал.
Александр Гривняк: Мы пытаемся рационально использовать городское пространство. Фото: Сергей Куксин/ РГ Александр Гривняк: Мы пытаемся рационально использовать городское пространство. Фото: Сергей Куксин/ РГ
Александр Гривняк: Мы пытаемся рационально использовать городское пространство. Фото: Сергей Куксин/ РГ

Александр Иванович, три месяца назад в городе впервые подняли цены на платную парковку, где-то сразу в несколько раз. Есть эффект от подорожания?

Александр Гривняк: Да, в пределах Садового кольца в часы пик в декабре-январе количество припаркованных автомобилей снизилось на 10% по сравнению с этим же периодом в 2015-2016 годах. Напомню, 2 декабря произошло изменение тарифов на платных парковках. Это вынужденная мера, так как в центре найти свободное место даже на платных парковках было затруднительно. Чтобы предупредить традиционный транспортный коллапс на улицах города в канун Нового года, эксперты Московского автомобильно-дорожного университета, проведя собственные исследования, рекомендовали нам повысить цены до 230 руб/час. Департамент транспорта изучил их предложение и принял решение повысить цены, но верхней планкой сделал 200 руб/час и лишь на 133 улицах. На других участках улично-дорожной сети установлен дифференцированный тариф.

Вы собираетесь и дальше поднимать цены, например, до 300 руб/час?

Александр Гривняк: Пока этот вопрос не стоит. Прошло всего около трех месяцев. Чтобы оценить влияние декабрьского подорожания, времени требуется больше. Полный анализ ситуации появится к концу года.

Станет ли повышение ежегодным, как происходит с тарифами ЖКХ?

Александр Гривняк: Таких планов нет. Наша основная задача - порядок на дорогах, безопасность, свободное передвижение, отсутствие заторов.

Сейчас штрафы за нарушения ПДД при оплате их в первые 20 дней уменьшаются вдвое. Вот бы такое правило распространить и на штрафы, выписанные за неоплату парковки!

Александр Гривняк: Скидки существуют на статьи и правонарушения, прописанные в КоАП РФ. Штрафы за неоплату парковки прописаны в КоАП Москвы, там скидок не предусмотрено. А вот на перемещение и хранение автомобиля действует 25% скидка. Перемещение можно оплатить и после того, как водитель заберет автомобиль, но уже без скидки.

Наш читатель Александр интересуется, нельзя ли отменить плату за автостоянку на некоторых улицах по ночам, особенно там, где нет жилых домов? Все равно ведь 90% машино-мест там стоят пустыми.

Александр Гривняк: У нас все-таки северный город. По ночам у нас убирают улицы, в первую очередь в зоне платной парковки, чтобы, когда вы утром приедете, на ней не было снега и вы увидели разметку.

И еще пожелание: хорошо бы сделать парковку бесплатной не только по воскресеньям, но и по субботам...

Александр Гривняк: Суббота на дорогах и парковках Москвы сейчас самый загруженный день, и в том числе, в центре города. Кстати, свободных мест нет и в воскресенье, но в этот день, как и по праздничным дням, парковка остается бесплатной.

Хотелось бы узнать, сколько же город в прошлом году заработал на платной парковке?

Александр Гривняк: 2,9 млрд рублей. Эти средства перечисляют в бюджет города, а потом передают в муниципалитеты районов. Деньги идут на создание детских и спортивных площадок, благоустройство пешеходных зон, субсидирование установки шлагбаумов во дворах. Не менее 10% мероприятий реализуется по инициативам жителей. Всего с момента введения платная парковка принесла Москве 10,4 млрд руб. дохода.

Анализ недавнего подорожания парковки покажет, стоит ли поднимать цены дальше

После ввода новых тарифов отчасти поменялась нумерация парковочных зон. Зачем?

Александр Гривняк: Нумерация зон была связана с местом расположения парковок. Сейчас же нумерация парковочных зон связана с установленным на парковке тарифом. Чтобы минимизировать количество ошибок при оплате парковки, мы заблаговременно начали предупреждать водителей с помощью СМИ, оповещений в мобильном приложении и на сайте parking.mos.ru об этих изменениях. Проверить номер парковочной зоны можно на информационных щитах или на карте парковок в мобильном приложении.

У нас как раз звонок на эту тему. Тарас спрашивает: "Я припарковался на Белорусской, пытался оплатить через приложение, программа мне не давала это сделать до тех пор, пока не пришел парковочный инспектор и не сказал, что я пытаюсь припарковаться на стоянке для автобусов. Как я должен был это понять?".

Александр Гривняк: В районе Белорусского вокзала большая парковочная зона, там действительно есть место для автобусов. Оно обозначено специальным знаком, там другой тариф и номер зоны. Места для автобусов в несколько раз больше стандартных, поэтому и дороже. Через приложение можно оплатить парковку на этих местах, только если ваша машина зарегистрирована как автобус. Поэтому приложение и не давало заплатить. Будьте внимательнее, сверяйтесь с информационными щитами, звоните в наш колл центр по телефону +7 (495) 539-54-54 или 3210, проверяйте информацию на сайте parking.mos.ru.

Почему вообще тем, кто оплатил парковку, приходят штрафы?

Александр Гривняк: Как правило, людям, которые корректно оплачивают стоянку, штрафы не приходят. Но иногда автовладельцы совершают ошибки. Например, забывают указать регион в номере транспортного средства. Зная о такой распространенной ошибке, мы усовершенствовали оплату через приложение таким образом, чтобы о плата проходила, только если номер автомобиля указан корректно. Оплата проверяется в автоматическом режиме. Если сопоставить оплаченный номер авто с машиной, стоящей на парковке, не удается, выписывается штраф.

То есть все неправильные квитанции связаны исключительно с ошибками водителей?

Александр Гривняк: Основная масса да. Бывают ошибки в работе смежных систем, но, повторюсь, они крайне редки. В таких ситуациях решение принимается в пользу автомобилиста.

Читатель "РГ" Максим как раз жертва такого "единичного случая": ему выписали штраф за оплаченную парковку. Он возмущен: на каком основании его делают без вины виноватым? Почему он должен идти в сервисный центр "Московский транспорт" и оправдываться?

Александр Гривняк: Подать жалобу можно не только лично через сервисный центр "Московский транспорт", но и в онлайн режиме на сайте avtokod.mos.ru или transport.mos.ru. Все обращения рассматриваются в индивидуальном порядке. По каждому обращению проводятся проверки и в случае подтверждения ошибки постановление отменяется.

Еще один вопрос на эту тему прислал Михаил: "Поставил машину на платной парковке, пытался оплатить через паркомат, тот постоянно сбрасывал, в итоге пришел штраф..."

Александр Гривняк: Все паркоматы подключены к единой системе мониторинга. Случаи сбоев единичные, но если такое случается, мы об этом знаем. Да и паркомат - не единственный способ оплаты парковки. Можно оплатить стоянку через мобильное приложение, СМС сервис, голосовую оплату. Все способы оплаты указаны на сайте parking.mos.ru.

Кстати, читатели отмечают, что паркоматов стало гораздо меньше, да и расположены неудобно. "Платежные терминалы находятся очень далеко от парковки. Не всегда удобно бегать их искать", - пишет в редакцию Федор Иванов.

Александр Гривняк: Паркоматы устанавливаются по принципу шаговой доступности с разных участков платных парковок на улично-дорожной сети.

Действительно, сейчас мы ставим меньше паркоматов, чем раньше, так как около 79% водителей оплачивают парковку через мобильное приложение.

Значит ли это, что паркоматы со временем совсем исчезнут с улиц Москвы?

Александр Гривняк: Пока полностью отказаться от них мы не можем - они удобны для приезжих, тех, кто пользуется платной парковкой редко. Пока есть такие люди, паркоматы на улицах Москвы будут.

Еще один звонок от недовольного вашей системой сбора денег водителя Олега: "Здравствуйте, у меня такая проблема. Я инвалид, зарегистрирован в реестре Москвы, дающем право бесплатного пользования стоянками. Ездил в поликлинику, льготное место кто-то занял, причем поставили машину без знака "Инвалид". Поставил свою рядом - пришел штраф. Попытался опротестовать - ответили, припарковался не на своем месте. Обидно. Почему так мало мест для инвалидов, ведь не от хорошей жизни мы едем в больницы, поликлиники?"

Александр Гривняк: Маломобильным гражданам при разметке выделяется 10 процентов машино-мест. Это норма федерального законодательства. Причем если на стоянке 101 место, то инвалиды получат 11 мест. К тому же согласно правилам дорожного движения, автомобили инвалидов, оснащенные специальным знаком "Инвалид", могут парковаться в зоне действия знаков 3.28-3.30 (Стоянка запрещена).

К сожалению, недобросовестные водители, которые занимают местах для маломобильных граждан, еще есть. Пытаемся отучить их от этого. Проводим масштабные рейды вместе с ГИБДД, эвакуируем незаконно припаркованные автомобили на местах для инвалидов. Причем штраф за такое нарушение уже не 2500, а 5000 руб. Плюс приходится оплачивать эвакуацию.

Очень часто читатели жалуются, что категорически не хватает мест около больниц, поликлиник, школ, садов, а около них все время новые знаки "Стоянка/остановка запрещена" появляются.

Александр Гривняк: Мы пытаемся использовать рационально то пространство, которое имеется в городе, а его, как правило, немного. Если есть возможность сделать 20 машино-мест, делаем 20, из которых минимум 10 % - для инвалидов. К местам у школ есть определенные требования безопасности. Если там стоят запрещающие знаки, то только для того, чтобы снизить потенциальный риск для детей.

И последний вопрос - очень обидно, когда едешь по центру города и видишь, что все места на платных парковках заняты, а у банков или офисов отгорожены для своих сотрудников несколько парковочных мест. Это законно?

Александр Гривняк: Нет, конечно. На улично-дорожной сети города не может быть никаких ограждений. Мы с такими нарушениями боремся. Работают пешие инспекторы АМПП, за этим следят префектуры и муниципалитеты. Если увидите подобное, сфотографируйте и отправьте обращение через Единый транспортный портал. Обещаю: порядок будет наведен.