Стало известно, что президент Украины Петр Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о применении санкций к пяти банкам с российским капиталом. Санкции сроком на один год применены к украинским Сбербанку и ВТБ, также "ВиЭс Банку" ("дочка" Сбербанка), Проминвестбанку, ("дочка" ВЭБа) и "БМ Банку" ("внучка" ВТБ). Этим кредитным организациям запрещено выводить капитал за пределы Украины в пользу "материнских" структур . Что касается украинских госпредприятий и госучреждений, то они не смогут размещать в оказавшихся под санкциями банках свои средства.
Введение ограничений было ожидаемо. Хотя, конечно, оставалась смутная надежда на то, что здравый смысл возобладает. И если не Рада и правительство Украины, то хотя бы Национальный банк страны, априори обязанный находиться вне политики, одумается и не пойдет на поводу "стадного инстинкта", присоединяясь к организованной травле.
Во всех странах мира у центральных банков совершенно определенные функции - оберегать "кровеносную систему" экономики, каковой являются банки, от всякого рода рисков. И конечно, заботиться о том, чтобы происходящее с ними не сказывалось на состоянии экономики.
Между тем у одной только "дочки" Сбербанка на Украине свыше 37 тысяч клиентов-юрлиц и больше миллиона клиентов-граждан, которые пользуются услугами кредитной организации. Стоит ли сомневаться , что прессинг в отношении этого банка и еще четырех других, имеющих большой вес в банковской системе Украины, не обойдется без серьезных последствий для экономики страны.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, комментируя ситуацию, отметил, что Украина окончательно перестает быть для международных инвесторов надежным и предсказуемым партнером, страной, куда комфортно и безопасно вкладывать деньги. И это очень похоже на правду. Кстати, в 2016 году, по данным Укрстата, прямые инвестиции российского бизнеса в экономику Украины превысили 1,6 триллиона долларов. Это больше трети их общего объема.