Три рояля, которыми до обновки располагала Нижегородская филармония, при графике 25 концертов в месяц эксплуатировались очень активно. И уже требовали поддержки.
- Не бывает много роялей. А уж "Стэйнвэев" - тем более, - считает художественный руководитель - директор Нижегородской филармонии, заслуженный деятель искусств России Ольга Томина. - Музыканты экстракласса предъявляют высокие требования и к инструментам.
Рояль, который впервые зазвучал в Нижегородской филармонии 8 марта, мастера изготавливали три года. Двести мастеров собирали вручную 12 тысяч деталей так, чтобы дерево (здесь использовано 10 пород) улеглось волокном в одну сторону - ничто не должно препятствовать распространению звука.
Весь путь от Гамбурга до Нижнего Новгорода упакованный особым образом рояль ехал в оборудованном для перевозки подобных ценностей автомобиле в сопровождении бригады специалистов, обученных распаковывать инструмент, ставить его на ножки, разблокировать клавиатуру.
Прибыв на новое место жительства в декабре 2016 года, рояль, по рекомендации специалистов, обживался в Нижегородской филармонии, привыкая к ее температурному режиму, атмосфере до начала весны, когда и был доверен виртуозным рукам Элисо Вирсаладзе.
- Да его даже разыгрывать не надо! - воскликнула пианистка после репетиции, памятуя о более ранних инструментах, которым, чтобы зазвучать, требовалось по полгода.
В филармонии ждали, когда у великой пианистки, большого друга нижегородцев появится день, в который она сможет приехать с сольным концертом.
Не одно десятилетие Элисо Константиновна приезжает в Нижний Новгород. Когда-то ее бабушка, пианистка и педагог Анастасия Вирсаладзе попросила прослушать внучку профессора Горьковской консерватории, пианистку Берту Маранц. "Ты будешь концертирующей пианисткой", - похлопала девочку по плечу Маранц. "Это артистка большого масштаба, может, самая сильная сейчас пианистка-женщина", - писал о ней позже Святослав Рихтер.
Сольный концерт Элисо Вирсаладзе - редкий подарок. По словам директора Нижегородской филармонии, новый инструмент специально презентовали в сольном концерте великой пианистки, чтобы рояль не загораживался и не оттенялся никакими другими звуками ансамбля, оркестра.
Корреспондент "РГ" воспользовалась редкой возможностью, чтобы задать именитой пианистке несколько вопросов.
Элисо Константиновна, каждое ваше выступление наполнено необыкновенной силой воздействия. Как у вас это получается?
Элисо Вирсаладзе: Таинство исполнительского искусства заключается в том, что никак не можешь передать, что это такое. Выходишь на сцену и принадлежишь композитору, которого исполняешь, и залу, для которого играешь.
У вас огромный опыт. В принципе, может, и репетировать не нужно...
Элисо Вирсаладзе: Репетировать нужно всегда! Это очень плохо, если не репетируешь.
Но говорят же некоторые известные пианисты: "Да я сел и пять минут поиграл"...
Элисо Вирсаладзе: Я им не верю! Может, есть такие, которые так думают. Но так они и играют соответственно.
Вы долго готовитесь к концертам?
Элисо Вирсаладзе: Дело не только в долгой подготовке. А в том, насколько ты мысленно живешь с произведениями, которые будешь играть. Это не менее важно, чем просто подготовка техническая.
Вам сопутствовал большой успех на конкурсе имени Чайковского в 1962 году - тогда вы исполнили два произведения, которые прозвучали и сейчас: Сонату N 2 Прокофьева и "Испанскую рапсодию" Листа. Борьба в 62-м развернулась нешуточная: 136 участников из 31 страны, из них 55 пианистов. Вы завоевали бронзовую медаль...
Элисо Вирсаладзе: Для меня это было равноценно первой премии, потому что мне тогда исполнилось всего 19 лет... Первый большой конкурс в моей жизни, очень сильные исполнители... Жесткая борьба...
Вы в столь молодом возрасте на престижном конкурсе, а рядом - министр культуры СССР Екатерина Фурцева, Дмитрий Шостакович... Не было желания от страха сбежать?
Элисо Вирсаладзе: Министр Фурцева меня никак не вдохновляла, а вот Шостакович - да. Но сбежать не хотела. У нас сцена: мы думаем о том, как сыграть, а не о том, кто сидит в зале и кто нас слушает.
Насколько сегодняшнему пианисту, солисту тяжело противостоять поп-культуре? Каждую неделю на телевизионных конкурсах появляются звезды...
Элисо Вирсаладзе: Не столько этому сложно противостоять, сколько тому вкусу, который у исполнителей классической музыки. Попса была, есть и будет. А вот то, что в классике много тенденциозных музыкантов, готовых на все ради пиара, это хуже. Тревожно, когда музыканты легко становятся звездами, потому что поддерживаются, к сожалению, не только менеджерами, но и серьезными дирижерами. Скажут дирижеру: вот, продаются билеты на такого-то исполнителя. Дирижер подумает-подумает и решит, что у него недостаточно рекламы. И поддается.
Сейчас немало зрителей ходит на концерты классической музыки просто потусоваться. Приезжает престижный оркестр, музыкант, и они идут отметиться для галочки - мы были на светской тусовке. А в зале ведут себя не всегда должным образом... Что вы чувствуете, когда слышите во время концерта, например, звонок телефона?
Элисо Вирсаладзе: Сотовый телефон в зале сегодня - явление общенациональное (смеется). В каждой стране это может случиться. Исключение - Япония, где вы входите в зал, и телефоны отключаются автоматически. Не обращаю на звонки внимания. Ведь играю не для одного какого-то человека, а для целого зала. Иногда, бывает, спят на концерте: играешь и вдруг видишь дремлющего слушателя (смеется).
Сегодняшнее время вы могли бы охарактеризовать с точки зрения музыки? Например, это музыка Бетховена, музыка Рахманинова, Шнитке?
Элисо Вирсаладзе: Не могу. Никакой ассоциации у меня ни с одним композитором нет. Все зависит от исполнения. Бетховен неувядаем, я не говорю о Бахе, Шуберте, Брамсе, Моцарте и так далее. Конечно, желательно, чтобы современная музыка была бы достойно представлена, чтобы исполнители ее любили и пропагандировали. Но я не нахожу для себя такие произведения, которые меня бы восхищали, которые хотелось бы играть несколько раз. Хочется играть, чтобы улучшать свое отношение к произведениям, становиться выше, потому что на этих произведениях ты учишься постоянно. Но на современной музыке учиться не очень-то возможно.
Досье "РГ"
Элисо Вирсаладзе (родилась 14 сентября 1942, Тбилиси) - советская, грузинская и российская пианистка, педагог. Почетный член Российской академии художеств (2017). Народная артистка СССР (1989). Лауреат Государственной премии Грузинской ССР имени Руставели (1983) и Государственной премии РФ (2000). В 1950-1960 годах училась в средней специальной музыкальной школе имени Палиашвили, в 1960-1966 - в Тбилисской консерватории у своей бабушки Анастасии Вирсаладзе, пианистки и педагога, профессора, народной артистки Грузинской ССР (1960). В 1966-1968 годах училась в аспирантуре Московской консерватории. С 1959 года - солистка Тбилисской, с 1977 - Московской филармонии. В репертуар пианистки входят сочинения западноевропейских композиторов XVIII-XIX веков.