Ужасы тела: пять интересных боди-хорроров Дэвида Кроненберга

В фокусе 16.03.2017, 13:19 | Текст: Анастасия Выскубина
Кадр из фильма "Муха" (1986). Фото: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Муха" (1986). Фото: kinopoisk.ru

Тема трансмутаций и трансформаций человеческого тела стала одной из излюбленных в творчестве канадца Дэвида Кроненберга и закрепила за ним славу мастера боди-хорроров (самый известный из которых - "Муха" - теперь получит ремейк). Его картины повлияли не на один десяток кинематографистов, что порой приводило к забавным казусам. Однажды, во время показа первой работы Кроненберга "Судороги" в рамках ретроспективы его фильмов в Германии, один из зрителей вскочил с возмущенным криком: "Как Вы смеете это показывать? Очевидно, что Вы украли идею фильма "Чужой"!" Режиссер, в это время присутствовавший в зале, невозмутимо ответил: "Вряд ли. Эта картина была снята за пять лет до выхода "Чужого". "Ага, зато теперь мы знаем, кто - вор!" - обрадовался зритель.

В честь дня рождения автора, который он отметил вчера, мы решили взглянуть на его ранние проекты и вспомнить, как именно он пугал зрителей на заре своей карьеры.

"Судороги" (Shivers, 1975)

Не каждый режиссер может похвастаться тем, что его полнометражный дебют вызвал скандал на государственном уровне. История о генетически модифицированном паразите, порождающем у людей неконтролируемое сексуальное желание, стала предметом разбирательства в канадском парламенте. Политики длительное время обсуждали, следует ли выделять государственные деньги на столь провокационные и "аморальные" киноленты, однако вопрос был закрыт, когда выяснилось, что "Судороги" стали первым канадским фильмом, несколько раз окупившимся в международном прокате.

Инцидент привлек широкое общественное внимание к фигуре Кроненберга, а также мотивировал других молодых канадских постановщиков работать на местных студиях, а не уезжать в соседние Соединенные Штаты. Сам фильм обозначил мотив, который режиссер активно развивал и в последующих работах: человеческое понимание мира напрямую зависит от телесного опыта. Если тело подвергается изменениям под воздействием вирусов, технологий или научных экспериментов, то и восприятие окружающей реальности меняется вместе с ним.

"Бешеная" (Rabid 1977)

Снятый через два года фильм ужасов "Бешеная" о молодой девушке, испытывающей после перенесенной операции тягу к человеческой крови, также оказался в центре активных дискуссий. На этот раз причиной стал выбор на главную женскую роль популярной порноактрисы Мэрилин Чэмберс.

Кроненберг заявлял, что ему хотелось пригласить в проект известную киноисполнительницу, чтобы это помогло в дистрибуции фильма, однако бюджета на это не хватало. Режиссер вел переговоры с Сисси Спейсек, чей громкий успех также пришелся на 1977 год после выхода хоррора "Кэрри", однако продюсеров оттолкнул ее техасский акцент. Между тем Кроненберг о своем выборе не жалел и об об актерских качествах Чэмберс отзывался благожелательно: "Если бы она не умела играть, я бы просто не стал снимать фильм".

"Выводок" (The Brood, 1979)

После скромного успеха фильма об автогонках "Беспутная компания" Кроненберг вновь продолжил исследовать связь телесных изменений и эмоциональных переживаний человека.Главный герой картины "Выводок" - доктор Хэл Раглан - работает с пациентами с помощью новой методики, заставляя их переживать подавленные обиды прошлого посредством физических преобразований в теле: во время сеансов у его клиентов появляются язвы, шрамы и синяки. Однако потрясения пациентки по имени Нола настолько глубоки, что свою ярость она воплощает через порождение бесполых выводков, уничтожающих тех, кто нанес ей обиду.

Режиссер, любящий утверждать, что каждый его фильм пронизан черным юмором, по отношению к "Выводку" говорит, что это - самая серьезная его работа. На момент начала съемок Кроненберг переживал последствия тяжелого развода со своей первой женой, ожидая решения вопроса по поводу опеки над их дочерью, и находился в глубокой депрессии. Это, по его словам, и повлияло на выбор темы.

Некоторые сцены фильма, например, момент, когда Нола демонстрирует своего зародыша, смутили канадских цензоров, потребовавших удалить ее из финальной версии. Кроненберг, однако, на уступки не пошел.

"Сканнеры" (Scanners, 1981)

Если в случае с "Выводком" Кроненберг не поддался на уговоры продюсеров и цензоров, то после предварительных показов "Сканнеров" ему пришлось внести в фильм некоторые изменения. Предполагалось, что знаменитая сцена с взрывающейся под телепатическим воздействием человеческой головой будет открывать картину. Однако она вызвала такой шок среди первых зрителей, что режиссер решил отодвинуть ее на двадцать минут .

В центре конспирологического сюжета "Сканнеров" оказывается группа людей со сверхспособностями, которая пытается завербовать в свои ряды новых членов и захватить власть в мире. Кроненберг заявлял, что идею фильма ему навеяло произведение Уильяма Берроуза "Голый завтрак" (его он позднее также экранизирует), в одной из глав которого упоминается организация телепатов, объединенных идеей мирового господства.

Между тем размышления о слиянии человеческого разума с техникой в дальнейшем предвосхитили популярность киберпанка в кино.

"Видеодром" (Videodrome, 1983)

В технохорроре "Видеодром" крайности деформации человеческого тела под влиянием технологий были проиллюстрированы настолько ярко, что спустя несколько лет лента не только обрела статус культовой, но и стала трактоваться как пророческая. Несмотря на свою репутацию, в прокате она выступила достаточно слабо, и основную часть дохода ей принес релиз на видео, в чем можно усмотреть своеобразную иронию.

Главный герой "Видеодрома" - директор небольшого канала, который пытается поддержать любыми способами зрительский интерес. В поисках новых идей он натыкается на канал, беспрерывно транслирующий насилие в разных формах, который постепенно доводит его до галлюцинаций.

Кинокритиками картина преимущественно интерпретируется в пессимистическом тоне. Демонстрация превращающейся в пистолет руки или появляющегося в животе отверстия трактуются ими как демонстрация замещения человека техникой. В ответ на это Кроненберг подчеркнул, что склонен рассматривать технологии как естественное продолжение человека, обостряющее те чувства и навыки, которых ему самому не хватает, а "Видеодром" демонстрирует лишь один из аспектов данной проблемы.

Читайте также