Успех года можно объяснить несколькими факторами. Это запрет на покупку импортных автобусов для государственных и муниципальных нужд, действие программы субсидирования закупок автобусов и курс рубля, невыгодный для импорта. По мнению экспертов, при сохранении этих факторов рост сегмента может сохраниться минимум до 2020 года.
Директор Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяна Арабаджи сообщила "РГ": в 2016 году в России было произведено 10,7 тысячи автобусов, что почти на треть больше, чем за предыдущий год. Однозначный лидер - Павловский завод (ПАЗ), на долю которого пришлось около 60 процентов от общего объема. Хороших показателей добился Ликинский завод (ЛИАЗ), нарастивший долю почти на 7 процентов и занявший 18 процентов в структуре производства. При этом, отметила эксперт, в 2016 году рост производства показали практически все ведущие предприятия российской автобусной отрасли.
Рост объясняется, с одной стороны, эффектом низкой базы (в 2013-2015 годах продажи существенно упали), по сути, началось восстановление утраченных позиций. "С учетом того, что большая часть всех автобусных парков состоит из техники 15 лет и старше, отложенный спрос на рынке остается колоссальным, следовательно, можно говорить о потенциале роста", - сообщил управляющий директор "Хендэ Трак энд Бас Рус" Алексей Храмцовский. С другой стороны, сказались меры господдержки. "В первую очередь это программа стимулирования спроса на автобусы и технику для ЖКХ на газомоторном топливе (за 2016 год закуплено 1146 единиц) и программа "Школьный автобус" (в 2016-2017 гг. должно быть закуплено 1835 единиц). Это обеспечило "взрывной" рост продаж, - сообщила Татьяна Арабаджи.
На фоне показателей отечественных автопроизводителей результаты работы импортеров новых автобусов в Россию выглядят неубедительно. Так, в 2015 году ввоз новых машин составил 246, в 2016-м - 232 штуки. Экспорт же напротив продемонстрировал рост - со 164 до 698 автобусов. По словам Алексея Храмцовского, импорт новых автобусов сохраняется в сегменте туристических и междугородних перевозок, но и здесь наблюдается падение. Он также высказал мнение, что в нынешних условиях ключевым фактором развития рынка автобусов следует рассматривать локализацию производства зарубежных марок в России.
Говоря о перспективах рынка, глава НАПИ подчеркнула, что продажи здесь сильно зависят от госфинансирования.
И если сохранится финансирование закупок автобусов на ГМТ, школьных автобусов, то в 2020 году продажи автобусов могут превзойти показатели 2013-го, когда было выпущено почти 15 тысяч машин.
Программы господдержки отечественных производителей стали для них существенным подспорьем, позволившим от спада производства перейти к росту, согласился эксперт аналитического агентства "Автостат" Азат Тимерханов. И добавил, что главной причиной заметного подъема продаж стал большой объем закупок автобусов по планам подготовки к ЧМ-2018. По оценке агентства, это добавило рынку не менее 2150 автобусов разного класса.
"В этом и заключается специфика автобусного рынка - он сильно зависим от административных методов управления, - отметил Азат Тимерханов. - Поэтому при составлении прогноза на 2017-2019 годы мы изучали программы развития общественного транспорта наиболее крупных регионов. Согласно прогнозу, рынок автобусов в 2017 году может вырасти примерно на 7 процентов и достичь объема в 11,1 тысячи единиц. В 2018-2019 годах рост может продолжиться в интервале 10-15 процентов".