Россияне стали чаще пользоваться услугами такси
Появление интернет-агрегаторов такси (сервисов по заказу официального такси разных компаний или частных перевозчиков через интернет-сайт, мобильное приложение или звонок оператору) повлияло на увеличение частоты пользования услугами таксомоторных перевозчиков половиной опрошенных жителей крупных городов (51 процент).
Большинство пользователей отмечают повышение качества услуг таксомоторных компаний в последние несколько лет по таким позициям, как удобство и простота процесса заказа такси (72 процента) и срок ожидания подачи машины (52). Также около половины респондентов считают, что машина теперь чаще приезжает в назначенное время (47 процентов), цены на проезд стали более доступными (46), а также появилась возможность выбора способа оплаты поездки: наличными или по банковской карте (45 процентов).
Основными критериями выбора такси для пользователей являются стоимость и время ожидания подачи автомобиля. Куда менее важен класс авто, опрятность водителя и прочее. Наконец, в последнюю очередь городских пассажиров волнует, окрашена ли машина (а в Москве и регистрационные номера) в традиционный желтый цвет.
В целом интернет-агрегаторы такси стали востребованным сервисом среди пассажиров. Так, три четверти опрошенных пользователей такси выступают за развитие сервиса, и прежде всего потому, что высоко оценивают его удобство.
"Благодаря появлению интернет-агрегаторов скорость подачи автомобиля увеличилась: пассажир стал получать машину за 3 минуты в центре города и за 7 минут - на окраине, - говорит гендиректор компании "Формула такси" и председатель комитета Московской Торгово-промышленной палаты по вопросам таксомоторных перевозок Богдан Коношенко. - Кроме того, короткие поездки стали дешевле. Для самих водителей тоже есть плюсы. Несмотря на то что средний чек одной поездки уменьшился, стало больше коротких поездок, что гораздо важнее. Теперь водителю не нужно ехать через весь город за клиентом, он находит его поблизости. Холостые пробеги также сократились".
Конечно, у тех, кто и так чувствовал себя хорошо на рынке, а это компании с тысячей заказов в сутки и больше, интернет-агрегаторы забрали часть прибыли, но они дали и много положительных моментов.
"Яндекс.Такси" - это единственный интернет-агрегатор, который предъявляет требования к своим партнерам и проверяет исполнение этих требований на линии, - говорит председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Ярослав Щербинин. - Он проверяет путевые листы, внешний вид машины и т.д. Это работа на повышение качества услуг перевозки для пассажиров, но это накладывает и определенные трудности для бизнеса, который вынужден неукоснительно соблюдать законодательные требования. И это ставит добросовестных предпринимателей в неравные условия с теми игроками рынка, которые работают с другими интернет-агрегаторами и которые смотрят сквозь пальцы на все требования и нормы. Более того, такие агрегаторы демпингуют, и "Яндекс.Такси" вынужденно снижает стоимость своих услуг, что также негативно сказывается на всем рынке таксомоторных перевозок и прежде всего на безопасности поездки в целом. Поэтому, на мой взгляд, первоочередной задачей является заставить недобросовестных агрегаторов соблюдать закон, особенно в части организации предрейсовых медосмотров, соблюдать режим труда и отдыха водителей. Тогда все участники рынка будут поставлены в одинаковые условия".
Недобросовестные агрегаторы, нацеленные лишь на быстрое получение прибыли, внесли смуту и усложнили положение вещей на рынке таксомоторных перевозок.
"Никто не следит за тем, как работает водитель: сколько часов он работает, сколько у него выходных дней, прошел ли он в действительности медосмотр или выписал себе сам путевой лист, - сетует председатель межрегионального Транспортного профсоюза Роман Круглов. - А ведь это напрямую отражается на качестве перевозки, на безопасности пассажиров. Давно известно, что, например, более десяти часов, проведенных за рулем, приравнивается к алкогольному опьянению. Но в условиях неравной конкурентной борьбы, когда цены на услуги неоправданно уменьшаются, водителю приходится перерабатывать, чтобы заработать хоть какую-то копейку".
Участники рынка говорят о том, что необходимо на законодательном уровне решить вопрос о тарифном регулировании таксомоторных перевозок. Например, установить минимальную сумму оплаты поездки. Такая мера не отпугнет большинство пассажиров, но поможет таксистам перейти черту, находящуюся на грани убыточности.
"На мой взгляд, неправильно, что интернет-агрегаторы, которые, по сути, являются электронными досками объявлений, устанавливают тарифы, - считает Роман Круглов. - Ведь они понятия не имеют, во что, например, обходится содержание автомобиля и какие затраты в целом несет водитель. Тарифообразованием должен заниматься тот, кто непосредственно предоставляет услугу, или же необходимо прийти к какому-то консенсусу и закрепить это на законодательном уровне".
"Интернет-агрегаторы, сражаясь друг с другом за долю на рынке, не должны забывать про перевозчиков, наш голос должен быть услышан", - подтверждает Богдан Коношенко.
По мнению экспертов, рынок таксомоторных перевозок уже не будет таким как раньше, он продолжит изменяться. Жесткая конкуренция между автопарками, перетягивание пассажиров от одной компании к другой уходит в прошлое. На смену приходят инновации, которые заставляют участников рынка сотрудничать друг с другом. А борьба за пассажира останется разве что между таксопарками и общественным транспортом.