20.03.2017 16:00
    Поделиться

    В РФ начали предоставлять бизнесу сниженные ставки на аренду техники

    Продажи коммерческого транспорта в России снижались с 2013 года, и только в прошлом году на рынке наметился положительный тренд. Доля покупок коммерческого транспорта в лизинг при этом ежегодно росла. По оценкам участников рынка, в 2013 году в лизинг приобреталось 44 процента единиц коммерческого транспорта, в 2015 году 56, а в этом году доля приблизится к 70 процентам. Такой рост связан с кризисом и дефицитом оборотных средств: у предпринимателей нет возможности покупать транспорт единовременно за полную стоимость.

    Бизнесу, заинтересованному в обновлении автопарка и приобретении спецтехники, доступно множество лизинговых программ. Например, в компании CARCADE клиенты могут варьировать затраты на старте сотрудничества (первый платеж по договору - от 9 до 50 процентов от стоимости автомобиля), в течение договора - за счет выбора срока лизинга (от 12 до 60 месяцев) и на завершающем этапе (выкупной платеж - от 1 до 10 процентов). Лизингополучатели также могут выбрать удобный для них тип графика платежей - равные или убывающие. "Последний вариант удобен бизнесу с выраженной сезонностью, который может синхронизировать динамику доходности с объемом ежемесячных затрат на лизинг", - рассказал замгендиректора CARCADE Юрий Еремин.

    Также лизинговые компании совместно с производителями предлагают финансовые продукты в рамках программ государственных субсидий. Крупные фирмы объявили о сотрудничестве с различными предприятиями машиностроения, чтобы совместными усилиями увеличить объем продаж и клиентскую базу. Клиентам предлагают разные инструменты: сокращают авансовый платеж до 5 процентов, предоставляют скидки до 10-15 процентов, уменьшают лизинговые ставки. По словам гендиректора "ТрансФин-М" Дмитрия Зотова, все эти программы появились для поддержания промышленного производства. Из-за оживления рынка лизинга в 2016 году компании для более сильного позиционирования в конкретных нишах используют различные рекламные инструменты, предлагая льготные программы для покупки конкретных марок техники.

    "ТрансФин-М", например, реализует программу льготного финансирования от правительства Беларуси на поставку карьерных самосвалов: Беларусь компенсирует две трети от ключевой ставки ЦБ РФ при лизинге, что позволяет улучшить условия для клиентов.

    По словам руководителя JCB Finance России и СНГ Оксаны Евтушевской, фирменная программа производителя, как правило, гораздо выгоднее для покупателя, так как он сразу получает несколько преимуществ. Клиент может получить субсидированные предложения с 0 процентов удорожания (по программе JCB Finance такое предложение действует на гусеничные экскаваторы).

    "Лизинговые программы от производителей могут предлагать финансовые продукты, интегрированные с сервисными услугами производителя и дилеров. Самостоятельно лизинговым компаниям очень сложно представить аналогичные предложения", - отметила Евтушевская.

    Если приобретаемая техника соответствует условиям льготной лизинговой программы минпромторга, потребитель получает скидку на уплату авансового платежа по договору лизинга: размер скидки составляет до 10 процентов от стоимости единицы техники, но не может превышать 500 тысяч рублей на единицу. Как рассказали в группе ВТБ, "ВТБ Лизинг" активно реализует сделки по этой программе: в 2016 году компания передала в лизинг своим клиентам более 5 тысяч единиц техники.

    По словам участников рынка, в 2016 году у многих компаний снизились как ставки лизинга (ниже 20 процентов), так и минимальный аванс (до 5 процентов). Это привело к росту рынка российского лизинга почти на треть по отношению к 2015 году (после двухлетнего падения). Однако показателей предкризисного 2013 года рынок еще не достиг. "В прошлом году рынок вырос благодаря росту лизинга в сегменте малого и среднего бизнеса: малые игроки активизировали закупки техники, чему также способствовал рост строительства в России в 2016 году, - говорит Дмитрий Зотов. - В 2015 году, когда ключевая ставка достигала 17 процентов, лизинговая ставка для специализированной техники с плохой ликвидностью могла быть более 30 процентов. Сейчас ключевая ставка 10 процентов, что позволяет лизинговым компаниям предоставлять лизинговые ставки ниже 20 процентов".

    Лизингополучатели также могут выбрать удобный для них тип графика платежей - равные или убывающие

    Оксана Евтушевская рассказала, что малый и средний бизнес может рассчитывать на минимальный аванс - от 15 процентов, срок до 60 месяцев, субсидированные ставки, срок рассмотрения заявки 2 дня через скоринг, минимальный пакет документов и программу "Без оценки финансового состояния". "Со снижением курса иностранной валюты и оживлением рынка новые машины стали приоритетными в запросах клиентов, в то время как в кризис максимальным спросом пользовалась подержанная техника", - отметила эксперт. В группе ВТБ также рассказали "РГ", что основной спрос в 2016 году пришелся на новую технику - более 98 процентов сделок оказалось в сегменте грузовой и специальной техники и автобусов. Эта тенденция связана в первую очередь с тем, что льготная лизинговая программа минпромторга распространяется только на новую технику. В "ВТБ Лизинг" в сегменте "грузовая и специальная техника, автобусы" доля сделок с новой техникой зарубежных марок составляет чуть больше 20 процентов, львиная доля приходится на продукцию отечественных производителей. В сделках на приобретение подержанной техники ситуация противоположная: 7 процентов сделок в прошлом году пришлось на бэушную технику отечественных производителей. По словам Юрия Еремина, более 60 процентов договоров лизинга коммерческого транспорта, заключенных CARCADE в 2016 году, это договоры о передаче лизингополучателям автомобилей отечественных марок. "У наших клиентов наиболее популярны различные комплектации грузовиков "КАМАЗ" и "ГАЗ", - отметил он.

    Эксперты подчеркивают, что власти заинтересованы в большем спросе на отечественную технику. Но даже при существующих программах поддержки российских производителей иностранные игроки имеют стабильные показатели продаж в некоторых сегментах. "Иностранные грузовики в сегменте тягачей и спецтехники имеют высокие доли, иностранные автобусы имеют высокие показатели в сегменте междугородних и экскурсионных автобусов, спрос на которые вырос в результате увеличения внутреннего турпотока", - привел пример Дмитрий Зотов. Также иностранные игроки имеют высокие доли в различных сегментах спецтехники, производство которой в России не локализовано.

    По словам Юрия Еремина, спрос на лизинг во многом определяется активностью малого и среднего бизнеса. Более 90 процентов клиентов CARCADE, приобретающих грузовики и автобусы, это предприниматели и компании с годовым оборотом до 800 миллионов рублей. Спрос со стороны малого и среднего бизнеса зависит от состояния дел в экономике - сейчас, когда наметилась определенная стабилизация, активность лизингополучателей возросла. "Мы наблюдаем рост запросов на лизинг по программе JCB Finance, - рассказала Оксана Евтушевская. - По результатам 2016 года количество машин, проданных по программе, увеличилось на 71 процент по сравнению с 2015 годом". Помимо совместных программ лизинговых компаний и производителей, а также госпрограммы минпромторга во многих регионах сегодня действуют местные программы поддержки малого и среднего бизнеса, предусматривающие возмещение части затрат лизингополучателя на приобретение транспорта за счет бюджетных субсидий.

    Эксперты отмечают, что спрос бизнеса на лизинг автотранспорта зависит также от государственной политики, напрямую не затрагивающей сферу лизинга. "Например, спрос на лизинг городских автобусов стимулируют льготы при покупке транспорта на газомоторном топливе, а также предстоящее обновление парков муниципального транспорта в городах, принимающих матчи Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу", - пояснил он. А, например, повышение тарифов системы "Платон" гипотетически может привести к сокращению спроса на лизинг тяжелых грузовиков, полагает Еремин.

    Поделиться