Форсаж поющих Лазаря

Рецензии
    21.03.2017, 19:35
Текст:   Юлия Авакова

Ирландские комедии, даже в жанре подросткового кино откровенно пародирующие и эксплуатирующие намного более суровые реалии того же пресловутого шотландского "Трейнспоттинга", имеют одну замечательную особенность - они словно выпадают из времени и пространства.

 Фото: youtube.com/ Young Offenders  Фото: youtube.com/ Young Offenders
Фото: youtube.com/ Young Offenders

Именно поэтому приключения двух по всем меркам проблемных молодчиков Конора и Джока, вознамерившихся совершить круиз на ворованных великах в дикой надежде урвать себе скромненький кусочек партии наркотиков общей стоимостью в четыреста миллионов евро - и не с целью употребить, а так, чтоб жилось красиво и вольготно, словно текут тягучей смолой по неоднократно проторенным бороздам многострадальной и древней как мир коллективной ирландской души. И чудовищно несправедливая по отношению ко всем погоня за ними гарды, местных блюстителей закона, словно кара, настигает свыше и путешественников, и, как ни странно, настолько же несчастных полицейских. Иначе в Ирландии было бы слишком грустно или слишком предсказуемо, а остров такого никогда добровольно не терпел.

Фантасмагория "Хулиганье" (The Young Offenders) с великолепными видами, кстати, имеет вполне документальную основу, сумевшую с весьма недалеких времен (2007 год) обрасти легендами и вымышленными подробностями. Островным потомкам кельтов весьма везет на вакханалии эпического масштаба: крушение недалеко от берегов Шотландии в 1941 году грузового корабля S.S. Politician (на борту которого находилось порядка двадцати восьми тысяч ящиков с виски и двести девяносто тысяч купюр достоинством в десять шиллингов) в свое время подвигло писателя Комптона МакКензи живописать бессмертные события в своей книге, легшей в основу аж двух фильмов.

И современные ирландские пареньки, искренне недоумевающие, чего же ради родное законодательство к ним настолько благосклонно, что установило минимальный возраст уголовной ответственности за подобные преступления в 16 лет, которых им нет и в помине, не кто иные, как реинкарнации все тех же невозмутимых бедных людей из "Поющих Лазаря" Бриана О’Нуаллана (Флэнна О’Брайана). Беззастенчивый угон велосипедов каким-то образом согласуется с боязнью перед собственной матерью, откровенно безответственный образ жизни - с нежеланием видеть отца пьяным, любовь к наггетсам - с невозможностью убить курочку, а осуществление заветной мечты наталкивается на непреклонность удивительных в своей цельности и человечности категорических императивов, о существовании которых их носители, думается, и не подозревали вовсе.

Питеру Футту удалось снять трогательный, гомерически веселый, жизнерадостный, глубоко человечный и крайне несуразный фильм, пленяющий ирландским "авось", ранимостью души, что скрывается под прочным слоем цинизма, а также живописнейшими пейзажами, придающими всему происходящему совершенно иной ореол и масштаб, превращая забавный инцидент чуть ли не в торжественную сагу или, на худой конец, в Кентерберийские рассказы местного пошиба.

Трейлер можно посмотреть здесь.

5.0