Почему столица Золотого кольца стала зоной бездорожья
Без проектов
Улиц, которые имеют приличный вид, сегодня в городе наперечет: Большая Октябрьская, Собинова, часть Первомайской, Которосльная набережная, Московский проспект и проспект Фрунзе - все они делались к 1000-летию Ярославля, то есть к 2010 году. В прошлом году ремонтировались улица Свободы и проспект Ленина. Съезжать с этих дорог на прилегающие откровенно небезопасно - можно легко остаться без подвески и колес.
По данным мэрии, 60 процентов проезжей части дорог в Ярославле сегодня не соответствуют нормативу, а из дорог, которые ремонтировались недавно и пока находятся на гарантии, развалилось уже больше 30 процентов. По мнению властей, к катастрофической, по сути, ситуации привели сразу несколько причин: недостаток финансирования, плохое качество работ, слабый технический контроль, возрастающие нагрузки, погодные условия.
А вот экс-представитель региона в Федерации автовладельцев России Сергей Терехин полагает, что истоки проблемы находятся на большей глубине, причем в самом прямом смысле: в древнем городе просто-напросто мало дорог, построенных по проектам и в соответствии со всеми требованиями дорожно-строительной науки.
- Подавляющее большинство ярославских дорог никогда не строилось по проектам. Это направления, по которым раньше ездили на гужевом транспорте. Когда пришло время автомобилей, на них начали накатывать асфальт, то есть дорог как объекта строительства в таких местах фактически нет, - объясняет Терехин. - Взять тот же проспект Октября или проспект Ленина - когда они начинают вскрываться, асфальт крошится, и становится видно, что под ним лежит булыжник. То есть у дороги нет основания, а это примерно то же самое, что построить многоэтажный дом без фундамента - он начнет тонуть и разваливаться.
Не менее серьезная проблема - непродуманно сделанная или просто не построенная, где положено, ливневая канализация, а также плохо убираемый с дорог снег:
- Канализация проектируется и строится в зависимости от атмосферных атак, истории многолетних метеонаблюдений, - продолжает Терехин. - Это просчитывается, чтобы канализация справлялась с любыми осадками, а не как в Ярославле сегодня: каждое лето хороший ливень топит весь центр и Московский проспект. Вот чиновники все время говорят, что у нас сложный климат, - не сложнее, чем в Швеции, Норвегии или Канаде. Однако в тех странах асфальт стоит и не разрушается, а у нас разрушается тотально - из-за того, что просто вовремя и качественно не убирают с дорог осадки. Когда весной начинается таяние и нет ливневки, вода уходит в дорогу. В итоге при понижении температуры до минусовых значений дорогу начинает рвать, в асфальте появляются сначала маленькие трещинки, потом они становятся больше и больше, начинают разбиваться колесами, и мы получаем непроезжие "проезжие части".
Вышли к народу
Возмущенные автомобилисты, предложившие уже переименовать Ярославль в Ямославль, 9 марта в одном из техцентров устроили даже что-то вроде мини-съезда, чтобы обсудить, как жить с такими дорогами дальше. На встречу позвали городское начальство. К чести недавно избранного мэра Владимира Слепцова, держать ответ за творящиеся безобразия он пришел сам. Причем без фото- и телекамер.
- Спасибо за общение, ребята. Много здравых конструктивных предложений, есть желание и готовность к совместной работе, вы помогаете увидеть то, что не видят наши службы, - написал он позже на своей странице в соцсети. - Как автомобилист я понимаю ваше недовольство состоянием дорог. И здорово, что вы понимаете меня как руководителя, который не может позволить закатывать бюджетные деньги в лужи. Как только установится теплая погода, подрядчики выйдут на городские улицы.
Они и правда вышли: 13 марта рабочие в оранжевых жилетах начали наступление на ямы, образовавшиеся на гарантийных дорогах. Вот только наблюдавшие за процессом активисты-автолюбители тут же заметили, что подрядчик-то новый, а методы у него до боли старые.
- Мы не увидели ничего, отличающегося в лучшую сторону от прошлогодней работы, - заметил в группе "Дороги Ярославля" пользователь с ником Evgeniy Zhavoronkov. - При этом удивило поведение представителя технадзора. Изучаем край еще горячей заплаты в яме с лужей, пытаемся вычерпать ногой воду и объясняем ему, что разумно было бы запилить на 20 сантиметров больше, иначе яма сохранится и снова вырастет, а заплата отвалится. "А зачем вы это делаете?" - спрашивает он. Странный вопрос от специалиста, осуществляющего надзор. Дополняла картину веселая зеленая лейка, из которой поливали ямы перед укладкой асфальта. "Почему вы больше не греете?" - "Газа нет". - "А где он?" - "Баллон закончился"...
С иском в суд
С 13 марта информация о ремонте дорог на официальном сайте мэрии напоминает военные сводки: на дорогах развернулись работы по ямочному ремонту; отремонтировано 150 квадратных метров дорожного полотна; качество выполнения ямочного ремонта находится под личным контролем мэра; ремонт литой асфальтовой смесью аварийных участков дорог продолжается…
Латаются непроезжие дыры и непреодолимые рытвины. Город постепенно приходит в себя после первого постзимнего шока. К контролю за процессом власти очень просят присоединиться активных горожан. Надежда на лучшее опять забрезжила. Во всяком случае, глава города уже пообещал, что уклонение подрядчиков от законных требований мэрии по ремонту гарантийных дорог и "фокусы с банкротством" обернутся для них обращением в правоохранительные органы и дополнительной ответственностью, в том числе уголовной.
Да и мэрии нет резона расслабляться. Как сообщила официальный представитель Ярославского областного суда Наталья Сарбунова, с прошлого года резко выросло количество поданных в суды исков о возмещении ущерба, причиненного автомобилям по причине разбитых дорог. Разрешаются такие иски, как правило, в пользу пострадавших. Так, апелляционная судебная инстанция в декабре прошлого года оставила в силе решение о взыскании с мэрии 101 тысячи рублей, в октябре - 180, в ноябре - 62 тысяч. В январе нынешнего года областной суд утвердил решение суда о взыскании с городской администрации 93 тысяч. И таких дел - множество.
На одних только дорожных исках городскому бюджету разориться можно.
Владимир Слепцов, мэр Ярославля:
- Ярославль в этом году получил на ремонт дорог рекордную сумму - почти миллиард рублей. Это позволит восстановить более 500 тысяч квадратных метров асфальта, что в три раза больше, чем в прошлом году. Кроме того, по договоренности врио губернатора Дмитрия Миронова с правительством Москвы тринадцать дорог будут отремонтированы в зоне ЮНЕСКО, то есть в исторической части города. Что касается требований к подрядчикам, то мэрия как заказчик во многом ограничена законодательством, включая положение о недопустимости ограничения конкуренции. Если компания соответствует требованиям контракта и не находится в реестре недобросовестных подрядчиков, у нас нет оснований не заключать с ней договор. Поэтому главный наш инструмент воздействия - это жесткий контроль за качеством работ. Сейчас погодные условия позволяют использовать только литой асфальт. Это временная мера, которую мы применяем на самых опасных и аварийных участках дорог. Она не отменяет полноценный ремонт картами, который будет возможен при установлении положительных температур. Работают в двух направлениях: по гарантийным обязательствам и по контракту. Я лично выезжаю на места проведения работ, контроль осуществляет административно-технический надзор, помогает общественность. Общими усилиями, я уверен, мы вернем Ярославлю его достойный внешний вид и имя.
Десятки километров "сошедших вместе со снегом" костромских дорог появились с приходом весны на интерактивной карте "убитых" улиц, сообщает региональное отделение ОНФ. По данным общественников, всего за несколько недель, прошедших с момента презентации проекта Народного фронта "Карта убитых дорог", жители региона успели разместить на карте около 30 самых проблемных трасс в Костроме, Шарье, Буе, Костромском районе и поселке Космынино Нерехтского района.
"Дорога вдоль деревни Середняя соединяет несколько населенных пунктов с Костромой. Более 20 лет не было капитального ремонта. После схода снега ездить возможно только по обочине. Вторая дорога соединяет населенные пункты Шунгу и Саметь. По ней также местами ехать приходится по обочине", - сообщили автомобилисты.
Вооружившись фотоаппаратами, пешеходы и водители начали активно жаловаться на выбоины и трещины, глубокие провалы в полотне, которые просто опасны для жизни, а также на полное отсутствие дорог в отдельных районах. Например, как рассказали в ОНФ, житель Костромы пожаловался на состояние улицы Черногорской, которая ведет к двум новым поселкам Жужелино и Катино. Дорогу за счет застройщика здесь обещали сделать еще два года назад, но обещание так и не выполнено.
Особое внимание общественников привлекла улица Ленина в Костроме, которая, по отчетам властей, была отремонтирована осенью прошлого года. Однако во время ремонта теплотрассы новую дорогу перерыли, и проезжая часть до сих пор не восстановлена. В число "проблемных" на территории областного центра также вошли улицы 2-я Волжская, Юрия Смирнова, Никитская и Полянская.
После появления карты на проблемных улицах прошли проверки, общественников пригласили за круглый стол обсудить проблемы взаимодействия с представителями ГИБДД и департамента дорожного хозяйства. При этом власти пообещали, что некоторые трассы из "списка ОНФ" будут отремонтированы уже в этом году - например, улица 2-я Волжская в Костроме. В апреле по всем гарантийным дорогам Костромской области пройдет очередной рейд. По его итогам подрядчикам направят требования по устранению недостатков.
В соседней Ивановской области состояние дорог стало предметом недовольства сотрудников ГИБДД. По данным ведомства, с начала 2017 года инспекторы выдали дорожным и коммунальным службам уже 38 предписаний об устранении выбоин на проезжей части и возбудили 28 дел об административных правонарушениях. Во время рейдов по жалобам граждан 13 и 14 марта сотрудники ГИБДД проверили улицы Володарского, Станко, 10 Проезд, 3-я Лагерная. Обнаружив проблемные участки на всех этих дорогах, проверяющие составили протоколы на начальника управления благоустройства города.