Сегодня в России насчитывается порядка сотни крупных (имеющих по 200-500 стоек) дата-центров. В Санкт-Петербурге их не больше десяти, еще порядка тридцати составляют более мелкие компании. Впрочем, подчеркивают участники рынка, данные различных баз или реестров реальную ситуацию не отражают: большое количество ЦОДов остается скрытым, так как они не являются коммерческими, а принадлежат государ-ственным корпорациям или крупным компаниям, использующим помещения исключительно в своих целях. Вообще, как ни странно, полноценного рейтинга в этой сфере до сих пор не существует, как и открытой финансовой отчетности, - именно по-этому объемы выручки участники рынка предпочитают замалчивать, хотя и выражают надежду, что вскоре индустрия к этому придет. Как в свое время сотовые операторы.
Что же касается примерной картины дохода, то у крупных компаний, как правило, она выглядит так: около 60-70 процентов денег приходит от известных игроков цифрового рынка: IT-провайдеров, телеком-операторов, социальных сетей. Причем, это могут быть всего несколько клиентов из общей, составляющей сотни строк, базы дата-центра. Так, компания SDN (буквально на днях переименованная в Xelent) заверяет, что 80 процентов дохода им приносят всего 5 процентов клиентов. Остальные пользователи услуг - отдельные предприятия в сфере торговли, туризма, перевозок, логистики и так далее. Средняя цена по городу составляет 60 тысяч рублей в месяц.
- Ситуация в экономике на отрасль, конечно, повлияла. Компании замораживают уже проработанные проекты по созданию филиалов в других городах, да и сами клиенты, в том числе очень крупные, из-за недостатка средств зачастую перевозят свои сервера чуть ли не в течение года. Тем не менее, отрасль не падает, а продолжает расти. Пусть не теми темпами, на которые мы рассчитывали: а три года назад увеличение российского рынка прогнозировали вдвое, - рассказывает генеральный директор Xelent Алексей Мищенко.
Темпы, хоть и не ожидаемые, но вполне достаточные, чтобы вскоре дата-центры появились "чуть ли не в каждом сарае", подчеркивает член правления Ассоциации участников отрасли ЦОД, председатель технического комитета по стандартизации дата-центров при Росстандарте Заурбек Алехин.
- Это как с такси - сейчас, если у тебя есть машина, ты спокойно можешь выйти на рынок. Другое дело, что за этим следует серьезное ужесточение конкуренции. Уже сегодня традиционная емкость дата-центров исчерпана: размещение серверного оборудования на своей территории - услуга низкоуровневая. Ее может предоставить каждый, и предложение постоянно растет. Ценность для клиентов начинают приобретать приложения. Но попасть в эту зону, я бы назвал ее "высокоинтеллектуальной", смогут только крупные ЦОДы, да и то не все. Там совсем другие деньги и куда более сложные задачи.
Конечно, дата-центры Петербурга уже предлагают своим клиентам дополнительные услуги. Например, можно воспользоваться комнатами для дежурных инженеров, функцией переноса оборудования (или взять его в аренду), усиленной защитой информации. Но все это само собой разумеющееся и особых усилий от компаний не требует, а вот приложения - совсем другой уровень, на российском рынке ЦОДов почти не испробованный. Первое, за что решили взяться его участники, - облачные технологии. Нужно сказать, что как раз повсеместный переход на "облако" эксперты называли главной тенденцией IT-рынка в 2017 году. Согласно исследованиям, в 2014 году объем оборудования, закупаемого облачными провайдерами, составлял порядка 1-2 процентов от общего объема производимого оборудования, в 2015-2016 годах эта доля составляла пять процентов. В ближайшие три года объемы запросов со стороны сервис-провайдеров достигнут уже 15 процентов.
- На сегодня редко встречается потребность заказчиков в чистом colocation. Как правило, запрос содержит требования к вычислительным ресурсам в целом. IT-специалисты и руководители крупного и среднего бизнеса все чаше выбирают переход от классической модели colocation к гибридным сценариям, либо сразу полностью переносят инфраструктуру в облако, - констатирует технический директор компании Stack Group Дмитрий Соловьев.
В дата-центрах подчеркивают - продажи облачных услуг способны генерировать 40 процентов от общей выручки компании. Пока же этот спектр в больших ЦОДах не превышает 5 процентов от общего числа предоставляемых услуг, в перспективе до 2020 года этот показатель вырастет до 35-40 процентов. Среди тех, кому может быть интересно использование облака, не только крупные предприятия, но и, например, клиники, диагностические центры, охранные конторы - все они обязаны по закону в течение длительного времени хранить информацию.
По мнению экспертов, в ближайшие годы переход на облако оставит "за бортом" большинство представителей традиционной colocation-модели, а конкуренция сконцентрируется среди нескольких крупных компаний. При этом понятие региональной принадлежности вскоре перестанет играть хоть какую-то роль: региональные дата-центры начнут соперничать с игроками отраслевого рынка в целом, так как сегодня потребитель гораздо больше внимания обращает на качество предоставления услуг, чем на доступность в конкретном регионе.
Правда, вопрос о том, каким будет следующий шаг, специалистов заставляет задуматься: потребитель требует насыщения рынка приложениями, но их пока единицы. Собственно, кроме облака назвать что-то они затрудняются. Впрочем, в ближайшие пять лет об этом предлагают не думать - столько, по крайней мере, уйдет на то, чтобы освоить облачные сервисы.