Специалисты полагают, что одна из главных причин - снижение доходов и потребительских возможностей населения. В прошлом году фонд начисленной заработной платы сократился более чем на десять процентов, и примерно на столько же - средняя численность работников.
Несостоятельности предприятий способствуют высокая конкуренция, отсутствие возможности продвижения товаров и услуг, профильного образования у руководителей и сотрудников, а также предпринимательской жилки.
К объективным причинам следует отнести меняющееся и все более ужесточающееся законодательство. Именно по этой причине в минувшем году в Омске лихорадило рынок пассажирских перевозок. Полсотни предпринимателей в одночасье потеряли контракты, а с 1 марта 2017-го с маршрутов сошли еще четыре сотни "газелей", также оказавшихся вне закона.
По мнению частных перевозчиков, то, что жесткие меры дадут желаемый результат - еще не факт.
- Я наблюдаю за ситуацией уже более двух десятков лет. Ответственность перевозчиков растет из года в год, штрафы выросли многократно, но конфликт между муниципальным и частным транспортом как был, так и остается, - отмечает председатель СРО "Омские перевозчики" Владимир Геворгян. - Вместо того чтобы отпустить рынок в свободное плавание, чиновники пытаются спасти муниципальный транспорт, который на ладан дышит. Все это идет вразрез с законом о защите конкуренции.
Сумеет ли малый бизнес вписаться в новый регламент, требующий в качестве альтернативы "газелям" новые экологичные и вместительные автобусы, оборудованные системами ГЛОНАСС, остается под вопросом. Но то, что частных предпринимателей в этой сфере становится все меньше, - факт.
Предприниматели Омска сталкиваются и с другими проблемами.
- Это и чрезмерно длительные сроки разрешительных процедур, и неразбериха с предоставлением торговых мест, и несогласованность действий городских властей, - перечисляет уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области Юрий Герасименко. - В этом же списке - сложный доступ субъектов малого предпринимательства к участию в конкурсах и кредитным ресурсам, а также несвоевременная оплата по государственным и муниципальным контрактам. Плюс избыточный контроль, но при этом отсутствие единых правовых принципов в деятельности надзорных органов.
За последний год в приемную бизнес-омбудсмена поступило 264 коллективных и индивидуальных обращения, и в 57 процентах случаев законные права предпринимателей были защищены. А сколько их не обратилось?
Тем не менее малый бизнес вносит весомый вклад в развитие региона, и в 2017-м на поддержку этого сегмента экономики областные власти предусмотрели 176 миллионов рублей - на шесть процентов меньше, чем год назад, что связано с дефицитом регионального бюджета.
Зато существенно расширится перечень видов предпринимательской деятельности с льготным налогообложением. Соответствующие поправки в областной закон решили внести местные парламентарии.
- Теперь, помимо ранее установленных категорий, налоговыми каникулами смогут воспользоваться парикмахеры и косметологи, фотографы и мастера по ремонту автомобилей, гравировщики и ювелиры, оформители и уборщики жилых помещений, прокатчики и представители сферы ритуальных услуг, - поясняет инициатор проекта, региональный министр экономики Оксана Фадина. - А впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели смогут не платить налоги в течение двух периодов.
По словам министра, закон о налоговых каникулах уже доказал свою экономическую целесообразность - общий объем налогов, поступивших в консолидированный бюджет региона от предпринимателей, действующих по упрощенной схеме, по итогам 2016 года вырос почти на десять процентов и составил 2,9 миллиарда рублей. Доходы от продажи патентов увеличились на треть - до 48,6 миллиона рублей.