28.03.2017 12:07
    Поделиться

    В городах Черноземья появятся новые платные парковки

    В городах Черноземья появляются новые платные парковки

    Опыт создания платных парковок в областных центрах начал стремительно тиражироваться. Вслед за Белгородом и Курском коммерческие стоянки заработают в Липецке и Воронеже - в столице Черноземья, впрочем, непосредственно к организации парковочных пространств еще не приступали. Принимая непопулярное решение - брать плату с автомобилистов, - власти преследуют одну цель: убрать беспорядочно припаркованные автомобили с обочин улиц. Получается ли ее достичь и как относятся к нововведению сами автомобилисты?

    Первые платные парковки в Черноземье появились в Белгороде, потом систему внедрили в Курске. О том, что все это - вынужденная мера, говорили в обоих городах. Оправдывая это решение, чиновники опирались на статистические данные. К примеру, в Курске с населением 443 тысячи человек зарегистрировано 152 тысячи автомобилей. Эксперты посчитали, что в центр города ежедневно с раннего утра и до конца рабочего дня заезжает примерно 46 тысяч авто. Три тысячи машин размещаются на центральных улицах, мешая движению транспорта.

    И хотя все горожане понимают необходимость как-то решать проблему, самое большое недовольство автомобилистов связано, как правило, именно со стоимостью услуги: раньше припарковаться было хоть и непросто, но денег за это не брали.

    Инициаторы проекта опирались на психологически комфортную цену. Совсем недавно в Липецке озвучили стоимость часа стоянки - 35 рублей. Стоит отметить, что и в Белгороде, и в Курске ценник ниже - в обоих городах час для легкового авто стоит 30 рублей и пока менять его не планируют. В Липецке на заседании постоянной комиссии горсовета по транспорту, дорожному хозяйству и благоустройству отметили: если парковки будут загружены, значит "прайс" изменится. Максимум, до которого могут поднять стоимость часа стоянки, установлен в 50 рублей.

    Председатель департамента экономического развития мэрии Екатерина Белокопытова поспешила объяснить, что цена сформировалась не просто так. За основу власти взяли статистику: учли и среднюю заработную плату липчан, и затраты на обслуживание автомобиля, и то, какую долю они составляют в доходах семьи. При этом, несмотря на необходимость инвестировать в создание платных парковок в центре города, сумма вложений на окончательную стоимость часа никак не повлияла. Условия повышения цены за час стоянки тоже предельно конкретны. Загруженность парковок должна превысить 80 процентов. "Вернуться" к прежней стоимости тоже возможно: если процент заполненности машинами упадет ниже 70. Однако никто не сможет менять тариф чаще, чем раз в квартал, и больше, чем на пять рублей.

    В Белгороде самый большой "бесплатный период" парковки - 30 минут

    И все же стоимость парковки вызвала у депутатов множество вопросов. Первое, с чем не согласились народные избранники, стал показатель средней зарплаты в Липецке - 32 тысячи рублей. Депутат Александр Печерский заявил, что эти данные необъективны. Его коллеги, в свою очередь, заговорили о пенсионерах, инвалидах и прочих льготниках: насколько комфортно будет им посещать социальные учреждения - ведь значительная их часть находится как раз в центре города и попадает в зону платной парковки. Депутат Александр Кулаков предложил освободить пенсионеров, ветеранов и многодетные семьи от платы за стоянку, Людмила Яськова спросила о том, как быть с территорией больниц и поликлиник, ведь "карманы" около них тоже попадут в платную зону. Ответов пока нет.

    В Белгороде и Курске все эти проблемы уже решены. Перечень льготников, для которых парковка бесплатна в любое время, утвердили еще до того, как система заработала. Любопытно, что для белгородцев платной сделали даже стоянку около муниципальных больниц, частных медцентров и еще ряда социальных учреждений. Сначала это возмутило горожан, но потом стало поводом для позитивных отзывов. Дело в том, что время бесплатной стоянки здесь увеличили с тридцати минут до двух часов. За этот срок можно сделать все свои дела и без каких-либо проблем уехать. Появился и другой плюс - если раньше практически все места здесь были заняты машинами самих медиков, а пожилым людям приходилось идти несколько сотен метров, то теперь можно припарковаться практически у больничного крыльца.

    Большой прибыли эта система не приносит. Мэр Белгорода Константин Полежаев на вопросы о "заработке" парковок отвечает: не для пополнения бюджета их создавали. Стало людям удобнее - значит цель достигнута.

    Правила платных парковок одинаковы для всех: даже чиновники мэрии не могут оставить машину около здания администрации больше чем на "бесплатные" 30 минут. Однажды в этом убедились журналисты, замешкавшиеся перед выездом в пресс-тур: предоставленная мэрией машина исчезла со стоянки. После сердитый водитель объяснил, почему теперь все надо делать в срок.

    Стоит отметить, что пока в Белгороде самый большой в Черноземье "бесплатный период" парковки - 30 минут, а изначально он и вовсе составлял целый час. Но потом, чтобы движение стало интенсивнее, время сократили вдвое. В Курске даром можно припарковаться на 20 минут, такое же время предлагают установить и в Липецке.

    И хотя виртуозы тайм-менеджмента, оставляя машину на "бесплатное" время, уже могут сделать все покупки на рынке за 15 минут, желая сэкономить, в Сети то и дело появляются рассказы о связанных с этим казусах. Например, минувшей зимой курянин не смог выехать со стоянки из-за нерасчищенного снега. "Приехал на пять минут, сделал все дела, а выехать не смог", - написал он в социальной сети. За стоянку ему пришлось все же заплатить.

    Пять фактов о платных парковках

    Одну тысячу рублей составляет штраф за неоплату парковки в Курске и Белгороде. При повторном нарушении в Белгороде наказание увеличивается в полтора раза.

    За полгода работы платных парковок в Курске городской бюджет пополнился на 1,5 миллиона рублей.

    В Белгороде добровольно и сразу штрафы оплачивает лишь 45 процентов нарушителей.

    В 2017 году платные стоянки в Белгороде, по прогнозу, должны принести в бюджет почти 40 миллионов рублей, при этом примерно 18 миллионов поступлений составят штрафы.

    Белгородцы стали обращаться в мэрию с просьбой - расширить зону платных парковок, включив в нее "карманы" около жилых домов в центре города, территорию возле популярных магазинов и выставочных центров.

    Поделиться