В ряде вестибюлей уже появились хромированные красавцы из вандалоустойчивой нержавейки со сверкающими стеклянными створками. Принципиальное отличие: прежние турникеты всегда были открыты и захлопывались, если кто-то пытался пройти без оплаты или просто замешкался. Новые, наоборот, закрыты, они открываются только при предъявлении билета. Кроме того, их невозможно перепрыгнуть - на старых турникетах от "зайцев" приходилось придумывать различные ухищрения, например пирамидки. Они не давали опереться на два соседних турникета, чтобы перескочить через закрытые створки. В общей сложности, как сообщили "РГ" в пресс-службе столичного метрополитена, под программу замены попали 4200 турникетов - все аппараты старого образца, установленные на станциях. Часть турникетов уже обновили, 2300 заменят до конца 2017 года.
Конкурсы по их закупке уже прошли - итоги тендеров были подведены в феврале. Один турникет стоит примерно 750 тыс. руб. Аппараты отечественные, собираются в Санкт-Петербурге. Согласно конкурсной документации на портале госсзакупок, на каждый дается гарантия - 24 месяца. Турникеты должны исправно прослужить как минимум семь лет. Агрегаты умные: умеют работать на вход, выход и одновременно в обе стороны, в зависимости от ситуации. Кроме того, у них есть и режим "антипаника", когда створки отключаются, чтобы выпустить максимальное количество людей. В столичном метро ставят два типа турникетов: обычные - с шириной прохода не меньше 56 см, и багажные, через которые может проехать и коляска, и пройти человек с большим чемоданом, - их ширина не меньше 80 см. Автоматы безотказно работают и в холод, и в жару: от -35 до + 40 градусов.
Помимо этого на всех новых турникетах возможна установка модулей для бесконтактной оплаты - с телефонов, оснащенных NFC-модулями, а также с пластиковых карт.
Новые турникеты появляются на всех станциях и вестибюлях, закрывавшихся на реконструкцию, а также на новых станциях. По ночам, рассказал заммэра Максим Ликсутов, турникеты меняют и на действующих станциях. Так, уже в апреле они появятся на 11 станциях: "Домодедовской", "Царицыно", "Юго-Западной", "Первомайской", "Дмитровской", "Дубровке", "Марксистской", а также в северных вестибюлях станций "Отрадное", "Варшавская", "Новые Черемушки" и "Новоясеневская".