Владимир Федосеев - фигура легендарная, дирижер-эпоха в мире академической музыки, более 40 лет возглавляющий знаменитый Большой симфонический оркестр. По приглашению художественного руководителя Транссибирского арт-фестиваля, знаменитого скрипача Вадима Репина, Владимир Федосеев выступил с единственным концертом в Новосибирске, представив в программе вечера Увертюру к опере "Вольный стрелок", Симфонию № 1 К.М. фон Вебера и Второй концерт Йоганнеса Брамса (солист - Николас Ангелич, США), а после концерта маэстро ответил на вопросы корреспондента "РГ":
БСО, помимо своей истории, знаменит огромным репертуаром, антологиями записей симфоний Бетховена, Брамса, Чайковского, Шостаковича, премьерами сочинений Георгия Свиридова, Арама Хачатуряна, Бориса Чайковского, который, к слову сказать, посвятил Вам свою поэму "Ветер Сибири". Как продолжается Ваше сотрудничество с современными композиторами?
Владимир Федосеев: Да, с Георгием Свиридовым был очень близкий контакт, он всегда присутствовал на моих репетициях. Я много сотрудничал и с Валерием Гаврилиным, сейчас только исполнил его "Военные письма". Это композитор того же направления, что и Свиридов: он держит традиционные русские связи, продолжает традиции Глинки и Римского-Корсакова, и в то же время он современен. Сейчас мало с кем можно общаться, к сожалению. А вот с партитурами великих композиторов я общаюсь постоянно: достаю, открываю и каждый раз нахожу что-то новое. Сейчас у меня очень много работы: много езжу по нашим городам, потому что вся культура сегодня переместилась в наши провинции. К счастью.
С 1993 года Большой симфонический носит имя П.И.Чайковского…
Владимир Федосеев: Мы получали много призов за исполнение музыки Чайковского во всем мире, и еще в 80-х заняли второе место в рейтинге лучших звукозаписей мировых оркестров, после Герберта фон Караяна с "Альпийской симфонией" Рихарда Штрауса. Наша Шестая симфония Петра Ильича Чайковского была признана лучшей записью. Мы очень дорожим этим званием, это очень ответственно, ведь Чайковский самый русский композитор.
Вы были инициатором переиздания полного академического собрания сочинений Чайковского. На каком этапе находится работа?
Владимир Федосеев: Вы можете себе представить, чтобы Моцарта не переиздавали в Вене? Мне пришлось ругаться, доказывать, объяснять, что это недопустимо, что Чайковский издан не полностью. С помощью Дома-музея П.И. Чайковского в Клину, Полины Ефимовны Вайдман (которая, к сожалению, умерла, сейчас дело продолжает ее дочь, Ада Айнбиндер) мы добились, чтобы новое издание музыки Чайковского стало полным. Нет ни одной страны в мире, где бы не любили Чайковского! А японцы, например, вообще млеют от него. Сейчас вышел последний, шестой том Собрания сочинений, который мы представили в Вене. В него вошла неизвестная опера Чайковского "Ундина", восстановленная по сохранившимся фрагментам. Чайковский начал писать эту оперу и почему-то бросил, никто не знает, почему. Позже он использовал музыку "Ундины" в балете "Лебединое озеро". Премьера оперы, с Венским хором и нашими солистами, произвела в Вене большое впечатление.
Вы были приглашенным дирижером многих оркестром мира, в том числе знаменитого Венского симфонического оркестра...
Владимир Федосеев: Да, 10 лет.
Отличается ли оркестровая культура в российском оркестре и европейском?
Владимир Федосеев: Конечно, отличается. Во времена "железного занавеса" мы никуда не выезжали, мы многое играли, что не совпадало с европейскими исполнительскими традициями. Мы вкладывали в понимание музыку всю глубину собственного мироощущения. Позже, когда мы уже играли весь цикл симфоний Бетховена в Вене, стала понятна и разница. Это был Бетховен, но более глубокий. Разница в этом: глубина наших, российских музыкантов намного больше. Западная оркестровая культура тоже важна - специальная венская школа известна во всем мире. Я ездил туда-обратно - неделя в Вене, две недели здесь - привозил свои рекомендации, а оттуда брал их стилистику. Это было обоюдное сотворчество и обогащение. Это очень важно - общаться. Поэтому во многих странах, везде нас любят, везде наше искусство высоко ценят. Везде.
Сейчас вы выступили в Новосибирске. Вы впервые дирижировали Новосибирским симфоническим оркестром, концерт имел огромный успех у публики. Какие у вас впечатления?
Владимир Федосеев: В Новосибирске такая публика, какой можно только позавидовать. Я знаю, что здесь среди публики много неспециалистов. Да и не надо специалистов, ведь музыка не для специалистов! У меня было полное ощущение, что здесь публика хочет иметь музыку, хочет жить с музыкой - и это потрясающе. В Москве тоже хорошая публика, но другая - там есть клановость: в Москве чаще идут на имя, а не за музыкой. В Новосибирске, также как в Вене, например, на концерт идут именно за музыкой.
Справка "РГ"
Ближайшие концерты IV Транссибирского арт-фестиваля:
7 апреля - Красноярская краевая филармония. Закрытие фестиваля в Красноярске "До новых встреч!". Красноярский академический симфонический оркестр. В. Ланде (дирижер), В. Репин (скрипка).
8 апреля - Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Шостаковича. "Транссибирский в Санкт-Петербурге". Красноярский академический симфонический оркестр. В. Ладне (дирижер), В. Репин (скрипка).
16 апреля - Самарская государственная филармония. "Транссибирский в Самаре". Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии. М. Щербаков (дирижер), В. Репин (скрипка).
24 апреля - Европарламент. Зал им. Иегуди Менухина. "Транссибирский в Европарламенте". В. Репин (скрипка), О. Домнина (фортепиано).
28 апреля - Тюменская филармония. "Транссибирский в Тюмени". Тюменский филармонический оркестр. Е. Шестаков (дирижер), В. Репин (скрипка).