По данным рейтинга организации "Зеленый патруль", по экологической безопасности Челябинская область замыкает список из 85 регионов. Почему последнее место?
Сергей Лихачев: В любом рейтинге много субъективного, но тот, о котором вы говорите, составлялся молодыми общественниками и учитывает, к сожалению, далеко не все экологические параметры. Он в большей степени основывается на негативном фоне, который создается в СМИ. Наш регион попал в информационную ловушку, став заложником активности журналистов и блогеров, пишущих на темы экологии: в новостные ленты часто попадает негатив, который больше привлекает читателя и зрителя, поэтому позитивные перемены в основном остаются за кадром.
Предлагается обновить систему квот в области. Зачем это нужно?
Сергей Лихачев: Речь идет о пересмотре квот на выбросы для промышленных предприятий и внедрении сводных расчетов, учитывающих объем загрязнений не только от одного источника, но и всех возможных. Когда анализируются замеры датчиков одной трубы - показатели в норме, а как только к ней добавляются "соседние" источники, те же выхлопные газы автотранспорта, - впору бить тревогу. На Южном Урале предлагается расширить сферу применения промышленных измерительных приборов и брать на пробу воздух не только в заводском периметре, но и на ближайшей территории, установив там независимые датчики контроля. Сводные расчеты позволят выявить реальную нагрузку на окружающую среду. До конца марта бизнес представит свое мнение на этот счет в правительство региона, и в ближайшее время квоты пересмотрят.
Если показания датчиков во дворе и на трубе будут разными?
Сергей Лихачев: Скорее всего, так и будет, но всегда есть возможность обнаружить истинного виновника загрязнений. В регионе давно назрела необходимость создания независимого центра мониторинга атмосферного воздуха, потому что пока экологическую повестку формирует исключительно Росгидрометцентр, имеющий ограниченное количество станций. Более того, региональные экологи давно высказывают сомнение в достоверности результатов, так как данные станций могут расходиться с реальным положением дел.
В Интернете популярны снимки Челябинска, затянутого дымом из труб, с комментарием "город, который смог". Почему здесь так часто наблюдаются безветренные дни, когда экологическая ситуация наиболее неблагоприятна? Может быть, это какая-то региональная природная аномалия?
Сергей Лихачев: Нет никаких аномалий. Сегодня это проблема всех больших городов: в безветренную погоду повышается концентрация выбросов автотранспорта, в Челябинске во время неблагоприятных метеоусловий (НМУ) их доля превышает 40%. Как следствие, большой поток обращений в профильные ведомства от челябинцев, возмущенных продолжительностью смога. Решение проблемы лежит на поверхности - это отказ на время НМУ от использования личного авто, запрет на транзит большегрузов в городской черте. Избыточность автотранспорта стала бичом для атмосферы Южного Урала: в семье насчитывается по две, а то и по три машины. Такие темпы атомобилизации характерны для ограниченного числа регионов России.
Во время смога задыхаются даже удаленные от центра районы, которые относительно розы ветров раньше считались благополучными.
Сергей Лихачев: Понятие "роза ветров" любят застройщики, когда продают квартиры в новых микрорайонах. Сегодня архитектура в городе работает против экологической безопасности: жилые кварталы возводятся по типу каменного мешка. Когда утром жители начинают прогревать автомобили, дворы превращаются в удушливые колодцы. В крупных городах важны грамотные архитектурные решения, которые обеспечивают правильную циркуляцию воздуха в жилых кварталах.
Тогда чем объяснить превышения ПДК по фенолу и сероводороду, выявленные в период НМУ?
Сергей Лихачев: Эти показатели основываются не только на замерах мобильной метеорологической станции, используются данные со стационарных постов Росгидрометцентра. Повторюсь, по мнению некоторых экспертов, эти данные не отражают всей картины.
Мы привыкли в экологических проблемах первым делом винить промышленных гигантов, забывая о работе малых производственных компаний. По предварительным данным, только в Челябинске насчитывается около 600 малых источников загрязнения атмосферы. Мини-цеха отапливаются собственными котельными, их трубы чадят без всякого запрета, на них нет датчиков и квоты для них не писаны. Раньше негативный эффект от деятельности "малышей" в бизнесе не учитывался вовсе, при введении сводных расчетов квот обойти их вниманием не получится.
Для малого бизнеса такой контроль обернется дополнительными проверками и штрафами?
Сергей Лихачев: Нарушил закон - плати штраф. Но метод кнута не всегда хорош: одними штрафами проблемы экологии не решить, поэтому сегодня речь идет о разработке и внедрении механизмов мотивации предприятий к добросовестной природоохранной деятельности. Регион планирует направить свои предложения по этому поводу в Совет Федерации. Порою эффективнее стимулировать предприятия к соблюдению экологических нормативов, нежели бесконечно увеличивать штрафы.