Новости

02.04.2017 17:30
Рубрика: Культура

Фестиваль Вадима Репина приедет в Санкт-Петербург и Токио

Четвертый сезон Транссибирского арт-фестиваля Вадима Репина завершается в эти дни в городах и районных центрах транссибирского направления - Новосибирске, Красноярске, Искитиме, Бердске и Ордынском. Теперь он держит курс на Санкт-Петербург, Самару, Тюмень, Тобольск, Брюссель, а затем - на Маэбаси и Токио.

Художественный руководитель фестиваля знаменитый скрипач Вадим Репин - музыкант-резидент Транссибирского марафона. Хотя в этом году он и не выступал в своем проекте в качестве солиста, а выходил на сцену в концертных дуэтах и камерных ансамблях, каждое его исполнение становилось художественным событием. В Камерном зале Новосибирской филармонии во время органного концерта Александра Князева Репин исполнил Чакону Витали, а в концертном зале имени Каца впервые выступил в дуэте с Владимиром Спиваковым, исполнив двойной скрипичный концерт Баха с оркестром "Виртуозы Москвы".

Украшением фестивальной программы стала камерная музыка Иоганнеса Брамса, в частности его фортепианный квинтет, ставший бесспорным исполнительским откровением всей камерной программы фестиваля. "Романтику в лицах" представили Вадим Репин, Леонард Шрайбер (скрипка), Андрей Гридчук (альт), Александр Князев (виолончель) и Николас Ангелич (фортепиано). А валторновое трио Брамса, в котором гармонично соединились благородная сдержанность исполнительской манеры Сергея Накарякова (флюгельгорн), точность фразировки Марии Меерович (фортепиано) и пронзительная выразительность скрипки с матовым - под пальцами Репина - оттенком в тембре стало образцом академизма в пестрой программе концерта "Золотые трубы".

Оммаж медным духовым инструментам, этот кроссовер-концерт из трех контрастных отделений впечатлил и блеском труб, и разнообразием исполнительских стилей солистов: озорная труба-пикколо Отто Заутера, благородный флюгельгорн Накарякова, сразу три трубы Андрея Илькива (по одной на каждую из трех частей джазовой сюиты "Toot suite” Клода Боллинга), виртуозная валторна и исполинский альпийский рог Аркадия Шилклопера и "золотой тромбон Европы" собственной персоной - Элиас Файнгерш.

Центральным событием вечера стала мировая премьера концерта для трубы-пикколо, флюгельгорна и оркестра "Dreamdancers” (2016) немецкого композитора Эйнотта Шнайдера, также приехавшего в Новосибирск. За пультом Новосибирского академического оркестра в премьерный вечер стоял дирижер Владимир Ланде. Музыка ярких, фантастических образов и пестрой оркестровки выдавала увлечение композитора кинематографом и сюрреализмом; партии солирующих инструментов блестяще исполнили Накаряков и Заутер, которым и посвящено произведение.

В завершении концерта прозвучала импровизационная авторская программа Шилклопера и Файнгерша "Диалоги без границ" - яркий зажигательный эксперимент с сонорикой, электроникой (луп-станция), элементами вокала и импровизациями на акустических духовых инструментах, а также игрой такими способами, о существовании которых мало кто подозревал. Например, главную тему своей композиции "Колыбельная для взрослого мужчины" Файнгерш сначала исполнил на тромбоне, а затем на его частях - кулисе и мундштуке - ловко разбирая инструмент прямо на сцене, а после очередного проведения темы губами, по залу разлетелись хлопкообразные "выстрелы" герметичных кулис тромбона. Заключительная импровизация на знаменитую тему "Болеро" Равеля полностью оправдала название программы: мастерство и фантазия музыкантов, действительно, не имеет границ.

Особой частью афиши Транссибирского арт-фестиваля стал парад приглашенных дирижеров, представивших широкий стилистический и репертуарный диапазон программ: итальянец Джулиано Карминьола исполнил монографическую программу сочинений Вивальди, латвиец Андрис Пога, единственный в мире обладатель I премии конкурса им. Е.Ф. Светланова, порадовал меломанов благородной лирикой увертюры "Римский карнавал" Гектора Берлиоза, точным и пластичным оркестровым аккомпанементом в виолончельном концерте Дворжака (солист - Пабло Феррандес), а также глубоким, академичным прочтением последней, Пятнадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича.

- Для дирижера Пятнадцатая Шостаковича - это симфония выборов, потому что возможности интерпретации огромны. Я дирижировал эту симфонию в Америке, Японии, в Европе и первый раз в России. Многие западные оркестры играют очень смело, но много времени приходится тратить на поиск верного звука и атмосферу. Многие не понимают содержание музыки Шостаковича, например его сарказм, и играют, знаете, такой "beautiful scherzo". В России ничего не нужно объяснять по поводу характера и атмосферы музыки Шостаковича, у вас это в крови, - рассказал сам Пога.

Новосибирская публика аплодировала стоя Спивакову и его оркестру, исполнившим стилистически эклектичную программу ("Камерная симфония" Шостаковича и "Маленькая Данелиада" Гии Канчели, "Времена года в Буэнос-Айресе" Астора Пьяцоллы), а также юбиляру этого года Владимиру Федосееву, легендарному дирижеру не менее легендарного БСО, впервые вставшему за пульт Новосибирского симфонического оркестра.

В программе вечера - увертюра к опере "Вольный стрелок" и Первая симфония Карла Марии фон Вебера, а также Второй фортепианный концерт Иоганнеса Брамса (солист - знаменитый американец из Парижа, пианист Николас Ангелич). Элегантная виртуозность пианиста, мягкость туше, богатейшая палитра тембральных и динамических нюансов, его исполнительская убедительность в прочтении шедевра немецкого романтизма покорили и знатоков, и любителей музыки.

Чрезвычайно содержательной была и культурно-образовательная программа фестиваля с неизменным грифом "арт": фото-выставка бессменного фотографа фестиваля Александра Иванова, творческая встреча с легендарным французским кинорежиссером Бруно Монсенжоном (автором документальных фильмов о крупнейших музыкантах XX-XXI столетия - Святославе Рихтере, Давиде Ойстрахе, Глене Гульде, Григории Соколове и др.), и презентация двух его кинокартин - "Давид Ойстрах. Народный артист?" и "Гленн Гульд, вне времени", а также большая образовательная программа мастер-классов в ДК "Энергия" "Просто общайся со звездой!", в которой ведущие звезды мировой сцены - солисты фестиваля - делились опытом с начинающими исполнителями Новосибирска.

Прямая речь

Вадим Репин, скрипач, художественный руководитель фестиваля:

- Наш путь развития должен идти в том направлении, чтобы у нас появилась возможность пригласить лучших профессоров, которые могут за пару недель реально изменить ситуацию или видение музыкантов. И мне кажется, если мы сможем сделать такую программу на наш уникальный "транссибирский" манер, то это может принести фантастические плоды!