04.04.2017 14:32
    Поделиться

    В Брянской области вскрыли "серые схемы" при госзакупках

    Более сотни случаев завышения цен при госзакупках выявило областное правительство за два года. Если бы эти сделки провели, казна потеряла бы более 430 миллионов рублей. Больше всего нарушений нашли в сфере здравоохранения.

    - Когда торги прошли повторно, удалось сэкономить свыше 90 миллионов рублей, - рассказал помощник губернатора области Владимир Шкуркин, контролирующий закупки. - При этом более 60 процентов сомнительных сделок намеревались совершить работники здравоохранения. Выговоры и замечания получили более 55 должностных лиц - главные врачи и их заместители, начальники отделов, специалисты контрактных служб. Девять человек были уволены.

    Как выяснилось, по завышенным ценам хотели приобрести аппараты УЗИ, ИВЛ-сканеры, эндоскопические стойки, флюорографы, анализаторы, компьютеры и расходные материалы - реагенты, иглы, шприцы, контейнеры для крови и прочее. Завышались цены на исследования крови. Чтобы замаскировать это, некоторые заказчики пытаются арендовать оборудование, а не приобретать новое.

    На препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших, установлены предельные цены производителей. Но и тут нашли лазейку - прописывают дозировку и фасовку. Многое оказалось запутанным в определении стоимости исследований, которые нужны для выявления вирусных гепатитов и других заболеваний. По оценке департамента здравоохранения, только за год лечебные учреждения израсходовали на это более 120 миллионов рублей. Но в одном случае исследование проводилось за 60 рублей, в других - за 264. Только на выявлении гепатита за год можно было сэкономить не менее десяти миллионов рублей. Однако ранее даже не было попыток выяснить, что же происходит в сфере, где обращаются миллиарды рублей. Множество сделок, немало поднаторевших дельцов - это целая индустрия, где годами устанавливались сомнительные связи и совершенствовалась конспирация.

    При всем том решение нашлось быстро. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования просто установил предельные тарифы на подобные исследования. Теперь определение антител антигена к вирусу гепатита B, С и сифилиса в крови должно стоить не более 80 рублей, исследование на ВИЧ - не более 100.

    Изначальное завышение закупочной цены - это излюбленный прием дельцов. Областная станция переливания крови приобрела 17000 контейнеров для крови по 481 рублю, тогда как среднерыночная стоимость была на 200 рублей меньше. Сам департамент здравоохранения готов был закупить тест-полоски к глюкометрам по 2081 рублю, но выяснилось, что их можно приобрести и по 1350 рублей. Некоторые учреждения не замечают, что препараты, которые ранее закупали за рубежом, начали уже выпускать в России. Только в одном случае удалось сэкономить за счет этого для казны 11 миллионов 409 тысяч рублей. И пришлось отменить уже размещенный заказ.

    Сплошь и рядом технические задания составляют под определенного производителя, причем часто - иностранного.

    - Учитывая разнообразие таких ухищрений, руководство области решило создать государственный центр закупок в сфере здравоохранения, - сообщил Владимир Шкуркин. - Основная его задача - проверки действий заказчиков и организация совместных торгов. Кроме того, при департаменте здравоохранения была создана комиссия, которая оценивает обоснованность закупок медицинского оборудования. Эти решения оказались полезными.

    Однако нарушения касаются не только медицины. Областные власти были вынуждены создать комиссию, которая проверила эффективность использования средств при реконструкции стадиона "Нерусса". По условиям контракта подрядчик должен был поставить оборудование на 45,9 миллиона рублей. Комиссия установила существенное завышение цены. За автобус, который стоил 9,6 миллиона рублей, поставщик запросил 14,2 миллиона. В итоге подрядчик согласился снизить стоимость оборудования на 16 миллионов. Автобаза администрации Брянской области намеревалась приобрести лобовые стекла чуть ли не в полтора раза дороже, чем они стоили. Такие же нарушения были обнаружены в департаменте образования и науки, который приобретал учебники на 58 миллионов. Не воспользовавшись скидками поставщиков, чиновники неэффективно израсходовали почти четыре с половиной миллиона.

    Более 60 процентов сомнительных сделок намеревались совершить работники здравоохранения

    Отдельно пришлось рассматривать "серые схемы". Тут поле для деятельности широкое, причем без активного теневого взаимодействия между заказчиком и поставщиком обойтись сложно. Длительное время в области использовалась схема, при которой приобреталось по заниженной цене оборудование, но потом покупали сверхдорогие реагенты. Это позволяло уже в течение года окупать "скидку". Естественно, что поставку оборудования и реагентов осуществляли одни и те же фирмы. В схеме участвовало около 10 учреждений здравоохранения Брянской области. Теперь лазейка прикрыта.

    Использовалась и аренда оборудования по завышенным ценам - здесь тоже отличились учреждения здравоохранения. Идеальный вариант для поставщика - поставить свой товар без конкуренции и по завышенной цене. Более двадцати школ пытались приобрести интерактивное оборудование на 26 миллионов рублей.

    Техническое задание во всех случаях составили очень подробно, указав ряд специфических требований, например интерактивные доски должны были одновременно реагировать на 32 прикосновения. Закупки были отменены. Повторные торги позволили сберечь 8,2 миллиона рублей.

    Некоторые нарушения в правительстве области называют процедурными. Был выявлен факт нарушения 93 заказчиками требований законодательства о контрактной системе при составлении и размещении отчета об объеме закупок, в результате чего возбуждено 82 дела об административных правонарушениях. После их рассмотрения в бюджет взыскали более 750 тысяч рублей.

    А как у соседей

    Не всегда на высоте в этой сфере оказываются и сами чиновники. В Воронежской области недавно уличили в нарушении областной центр медицины катастроф и управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Выбирая компанию, которая обеспечит работу санитарной авиации, чиновники установили чрезмерно строгие требования. Круг претендентов в результате сузился, и победила фирма, уже работавшая с данным медицинским центром. Участник аукциона должен был иметь в своем парке машины, способные разогнаться как минимум до 255 километров в час. Один из перевозчиков пожаловался в УФАС, отметив, что такой режим полета не является нормальным. Фактически пациентов транспортируют на крейсерской скорости, согласно руководству по эксплуатации воздушных судов и федеральным авиационным правилам. Медикам выдали предписание изменить конкурсную документацию.

    Другое крупное разбирательство в Воронежской области также было связано со здравоохранением. Условия аукциона на поставку дезинфицирующих жидкостей в ряд воронежских больниц и поликлиник на первое полугодие прописали так, что под них подходило только одно средство. В техническом задании был указан не стандарт, по которому можно было бы определить качества товара, а ряд произвольно выбранных заказчиком характеристик. Производитель "химии", оставшийся не у дел, обратил на это внимание антимонопольного органа. Закупку у единственного поставщика аннулировали.

    В Смоленской области недавно активно обсуждалось намерение администрации Гагаринского района Романа Журавлева, занявшего этот пост в ноябре минувшего года, приобрести себе черный автомобиль Skoda Octavia active или его эквивалент стоимостью до миллиона рублей. Обсуждение этой закупки в социальных сетях побудило высказаться губернатора Алексея Островского. "Делать это сейчас, не проработав и года, считаю очень и очень преждевременным. Не с этого надо начинать", - заявил он, после чего гагаринские власти отменили аукцион.

    Поделиться