04.04.2017 16:42
    Поделиться

    Владельцев северокавказских гостиниц не привлекли "звезды"

    Государственная Дума в первом чтении приняла проект закона о поэтапном введении обязательной классификации для российских гостиниц. Это значит, что владельцы отелей теперь уже не смогут сами решать, получать им "звезды" или обойтись без них.

    Предполагается, что первыми под действие закона уже в январе 2018 года подпадут гостиницы, фонд которых превышает 50 номеров, с января 2019-го изменения коснутся мест размещения с фондом свыше 15 номеров, а с 2020-го - всех отелей без исключения.

    Чтобы классифицировать объекты туриндустрии, уполномоченные организации должны получить аккредитацию сроком на три года. Присваивать "звезды" - от одной до пяти - они смогут на всей территории страны, предварительно поставив в известность власти региона. Также будет создан федеральный реестр таких организаций. По мнению экспертов, новации в законодательстве позволят предоставлять клиентам достоверную информацию об уровне сервиса, подстегнут конкуренцию, повысят качество гостиничных услуг и дадут стимул развитию внутреннего туризма.

    Первыми процедуру обязательной классификации прошли отели в Сочи. Сегодня она ведется в 11 регионах страны, где будет проходить чемпионат мира по футболу - таково требование ФИФА.

    На Северном Кавказе, как следует из федерального перечня, звездными стали пока 34 гостиницы, больше всего их на Ставрополье - 21. Как сообщили корреспонденту "РГ" в краевом минкультуры, 15 организациям присвоено "четыре звезды", пяти - "три звезды" и одной - "две звезды". Они находятся как в городах-курортах (Ессентуки, Железноводск, Пятигорск, Кисловодск), так и в Ставрополе, Невинномысске и Изобильненском районе.Между тем всего в крае работают 482 объекта размещения, в том числе 138 санаториев и 344 гостиницы.

    - В последнее время руководители стали активнее подавать заявки на государственную классификацию. Если в 2015 году ее прошли две организации, то в 2016-м - 18, - уточняет министр культуры края Татьяна Лихачева. - Мы видим, что эта тема волнует как собственников отелей, так и путешественников, выбирающих оптимальные условия для проживания.

    В одной из туристических компаний Кавказских Минеральных Вод также отмечают рост интереса со стороны отдыхающих к местам размещения, которым присвоены "звезды".

    - Правда, немногие знают, какие именно услуги им должны предоставлять, к примеру, в отеле, которому присвоены четыре, а не три "звезды", - говорит представитель фирмы Илья Переверзев. - Но, тем не менее, если у гостиницы есть определенная категория, шансы на то, что ожидания туриста оправдаются, значительно возрастают.

    А вот в республиках Северного Кавказа владельцы отелей совсем не спешат проходить процедуру классификации, и это несмотря на громкие заявления о создании здесь курортов мирового уровня и росте иностранного турпотока.

    Так, к концу 2016 года в Кабардино-Балкарии работали всего семь классифицированных средств размещения, из которых шесть получили категорию "три звезды", и только одна гостиница заслужила "четыре". В министерстве курортов и туризма региона уверены, что обязательная классификация необходима, так как здесь регулярно проходят спортивные и культурные мероприятия международного уровня. Особенно это касается Приэльбрусья.

    "Классификация положительно сказывается на работе отелей и, как следствие, на общем имидже региона. Во-первых, она предполагает определенное качество предоставляемых услуг, тем самым оно повышается. Во-вторых, упорядочивается ценовая политика и, в-третьих, повышается конкуренция на рынке. Получение официальных "звезд" способствует активному продвижению отелей", - сообщили корреспонденту "РГ" в министерстве.

    Пока же процесс носит добровольный характер, владельцы отелей не торопятся эту процедуру проходить. Ведь чтобы соответствовать требованиям, приходится потратить на обустройство средств размещения немалые средства.

    Об этом говорит и руководитель отеля "Гранд-Кавказ" в Нальчике Лариса Бабугоева - здесь "звезды" получили добровольно. Эксперты выдали их заведению в количестве трех штук.

    - В конце прошлого года у нас закончился срок действия документов, полученных во время прежней классификации. Сейчас мы изучаем нормативы, проверяем свое соответствие критериям, проводим внутренний аудит. В этот раз хотелось бы получить уже "четыре звезды", - говорит Лариса.

    На рынке много фирм, аккредитованных на проведение данной процедуры, ее стоимость у всех примерно одинаковая. По словам Бабугаевой, для отеля получение "трех звезд" обойдется в 40-45 тысяч рублей, четырех - в 65-70 тысяч.

    - Конечно, далеко не каждый владелец гостиницы захочет отдать такую сумму ради каких-то там "звезд". Однако это вопрос имиджа. Более того, во многом гарант надежности для самого предпринимателя, так как он будет знать, какие претензии гостей обоснованны, а какие - следствие чересчур завышенных требований, - считает руководитель отеля.

    По ее словам, в регионе несколько представителей гостиничного бизнеса хотят пройти классификацию в одно время, так как это поможет сократить расходы.

    В Карачаево-Черкесии вопрос классификации гостиниц, кемпингов, отелей, а также гостевых домиков также отложен в долгий ящик. Всего в республике насчитывается 180 гостиниц, отелей, хостелов, кемпингов и гостевых домиков. В КЧР, которая в прошлом году, по данным регионального министерства туризма, курортов и молодежной политики, приняла свыше миллиона отдыхающих, официально сертифицированы только четыре гостиницы, находящиеся на горнолыжных курортах Домбай и Архыз. Одна из них в Архызе обзавелась четырьмя "звездами", другие три - тремя.

    А вот в Дагестане до недавнего времени работал всего лишь один "звездный" отель - в поселке Тюбе Кумторкалинского района. И буквально на днях "три звезды" получил гостиничный комплекс в Махачкале, став, таким образом, вторым средством размещения в республике, прошедшим классификацию. Проводил ее имеющий соответствующую аккредитацию Российский государственный университет туризма и сервиса (РГУТИС).

    - Руководитель Центра классификации объектов туриндустрии РГУТИС Валентина Ченцова дала несколько рекомендаций руководству гостиницы. Одна из них - обеспечить номера телефонной городской связью. Комиссия обратила внимание на то, что сотрудники, непосредственно контактирующие с гостями, должны знать не менее двух иностранных языков на уровне разговорной речи", - рассказали в минтуризма Дагестана. Все недочеты руководство комплекса обещало устранить в ближайшее время.

    По информации ведомства, в республике официально зарегистрировано 127 гостиниц. Классификация идет ни шатко ни валко еще и потому, что пока отдыхающие или командировочные, приезжающие в Дагестан, практически не интересуются количеством "звезд". При выборе места проживания они чаще пользуются услугами "сарафанного радио" или исходят из личного опыта.

    Но в последнее время в регион все чаще приезжают крупные бизнесмены и различные официальные делегации, для которых категория гостиницы - не пустой звук. Поэтому дагестанские отельеры будут вынуждены подтянуться до нужного уровня. Кроме того, в республике постоянно проводятся различные соревнования международного уровня, также регион претендует на проведение в 2018 году чемпионата Европы по спортивной борьбе. И если Дагестан получит это право, сюда съедутся сотни спортсменов и членов делегаций, которые поколесили по всему миру и видели отели самого высокого уровня.

    Впрочем, в республике есть эксперты, которые считают, что звездность гостиницы - не главный фактор привлечения туристов. Гораздо важнее - условия для инвесторов, решивших заняться этим бизнесом.

    - Для этой отрасли комфорт отелей имеет второстепенное значение. Он повышается вслед за ростом требований туристов. Необходимо привлекать в этот бизнес население. Но с кем инвестору договариваться, если на каждом этапе его проект может быть зарублен одним чиновником? - говорит эксперт в области туризма Рамазан Рабаданов.

    Комментарий

    Павел Селипетов, первый заместитель министра туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесии:

    - Классификация объектов гостиничного бизнеса - это довольно затратное и хлопотное мероприятие. Ведь необходимо не только иметь соответствующую мировым стандартам инфраструктуру в здании, даже интерьер должен отвечать множеству требований. Кроме того, соответствующим образом нужно подготовить и персонал отеля. Поэтому в республике отельеры не спешат проводить сертификацию. Отечественное же законодательство пока позволяет принимать туристов в гостиницах, которые не имеют "звезд".

    А как у соседей

    Краснодарский край едва ли не первым из российских регионов ввел классификацию отелей. Произошло это еще за несколько лет до Олимпиады. Начали, по понятным причинам, с Сочи, позже подтянули и все остальные города Кубани.

    По данным министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, на первое марта 2017 года в регионе прошли классификацию 3626 средств размещения. Больше всего оказалось гостиниц, попадающих в категорию "без звезд" - 2800. Что касается остальных, то 141 отель получил одну "звезду", 266 - две, 318 - три, 76 - четыре, 25 - пять.

    Отели оцениваются по нескольким критериям: общее состояние, уровень сервиса, техническое оснащение, предоставление дополнительных услуг и уровень квалификации персонала.

    - Классификация позволила решить ряд проблем, касающихся качества предоставляемых услуг. Сегодня мы уверенно можем сказать, что если в Краснодарском крае работает 25 отелей категории "пять звезд", то это, действительно, "пять звезд", - говорит министр курортов Краснодарского края Христофор Константиниди.

    Чтобы следить за сервисом в уже получивших "звезды" средствах размещения, местные власти постоянно мониторят жалобы потребителей. Для проверки даже внедрили систему "Тайный гость". Результаты передаются в Министерство культуры РФ и Совет по классификации. Позже создается комиссия по апелляциям, которая может понизить звездность или же вовсе аннулировать документы. Несоответствие заявленной в свидетельстве категории грозит и штрафами: для должностных лиц - от семи до 20 тысяч рублей, для юрлиц - от 40 до 500 тысяч.

    Справка "РГ"

    Услуги, предоставляемые в отелях, в зависимости от категории

    Три звезды

    Площадь номера не меньше 10-12 квадратных метров. Обязательно должны быть туалет и ванная комната, подставка для багажа, радио, телевизор и кондиционер. Смена постельного белья происходит два раза в неделю, а полотенца меняют ежедневно. На территории такой гостиницы могут располагаться охраняемая автостоянка, бассейн, ресторан, парикмахерская, бизнес-центр и пункт обмена валюты.

    Четыре звезды

    То же, что и в трехзвездочных, плюс мини-бар, телефон, сейф, фен и туалетные принадлежности (выдаются обычно в день заезда). Здесь ежедневная смена постельного белья и полотенец. Предоставляются такие услуги, как стирка, глажка и чистка одежды (заказ следует сделать за сутки). В номер подается меню завтрака. На территории гостиницы находятся салон красоты, спортивно-оздоровительный центр, пункт аренды автомобилей, ТВ-салон, музыкальный салон, игровой и конференц-залы, ресторан, сауна, бассейн и так далее. Площадь комнат, как правило, не менее 13 квадратных метров.

    Пять звезд

    То же, что и в четырехзвездочных, только качество услуг выше. В некоторых случаях есть второй санузел в номере и телефонный аппарат в ванной комнате. Площадь номера - не менее 16 квадратных метров.

    Поделиться