Почему дальневосточники выбирают подержанные японские авто
По данным агентства "Автостат", средний возраст автомобилей на Камчатке - 21,6 года, в Приморском крае - 20,5 года, ЕАО - 20,3, Сахалинской области - 19,6, Магаданской - 19,3, Амурской - 18,6, в Якутии - 17,6 года. Данных по Чукотке и Хабаровскому краю почему-то нет. Среднероссийский показатель составляет 12,9 года, самые молодые авто бегают по Татарстану (9,6).
Удивили… Но ведь это подразумевалось всегда, раз подержанные автомобили из Японии попадают на Дальний Восток в среднем после пяти лет пробега на родине! Так что обнародованная информация никого не обидела, фурора не произвела, споров не вызвала.
- Рейтинг построен на регистрационных данных ГИБДД. Если судить по году выпуска, то машины дальневосточников действительно старые, а если по их техническому ресурсу - то вовсе нет. Я вообще считаю, что только японские авто, такие нежные с виду, могут выдержать дороги нашего региона, отечественные бы такого издевательства над собой не вынесли, - говорит автоэксперт Дмитрий Фомичев.
Жители округа стали реже обновлять машины (даже если под этим подразумевается покупка чуть менее старого железного коня). Количество ввезенных через пункты пропуска Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) автомобилей в 2016-м сократилось на 15 процентов по сравнению с тем, что было годом ранее. А вот в 2015-м импорт снизился сразу в 3,1 раза. Причины понятны: падение курса рубля, перенасыщение рынка... Однако спад в этом бизнесе начался намного раньше, после 2008 года, рекордного по ввозу машин из Страны восходящего солнца: 517 тысяч, по данным японской стороны, и чуть более 300, по информации ДВТУ.
В том же 2008-м правительство страны повысило таможенные пошлины на иномарки. Одним из следствий такого решения стала организация во Владивостоке автосборочного производства "Соллерс - Дальний Восток". Это был ответ на жалобы жителей округа: мол, теперь стало дорого покупать авто в Японии, а везти российские из ближайшего к региону завода в Набережных Челнах и накладно, и сложно.
Несколько лет созданное предприятие выпускало авто японских марок, а также разные модели корейской SsangYong. Правительство РФ субсидировало поставки собранных автомобилей в центральные и западные регионы страны.
Впервые о сокращении 198 человек персонала "Соллерс - Дальний Восток" объявил в 2015 году. Тогда же были остановлены в связи с резким падением спроса производство SsangYong и выпуск Toyota LandCruiser Prado. По сей день работает только ООО "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус", компания производит кроссоверы Mazda CX-5 и седаны Mazda 6.
- Заменить продукцией "Соллерса" японские подержанные авто не получилось. Во-первых, потому что собранные здесь машины оказались дороже, даже с учетом повышенных пошлин на ввоз иномарок. И не было среди выпускаемых во Владивостоке моделей вариантов экономкласса, которые во множестве завозят в ДФО из Японии. Во-вторых, наши автовладельцы не доверяют российской сборке, - говорит Дмитрий Фомичев.
Его мнение в принципе поддерживает глава приморского представительства Федерации автовладельцев России Владимир Литвинов. С той лишь разницей, что считает: спрос на продукцию "Соллерс - Дальний Восток" в Приморье все-таки есть, но лишь у тех, кто может позволить себе купить автомобиль ценой под два миллиона рублей. Действительно, на дорогах краевого центра встречаются модели SsangYong, Mazda CX-5, Mazda 6, нет-нет да увидишь "УАЗ-Патриот", поскольку Ульяновский автозавод входит в группу компаний "Соллерс". В основном же продукция автосборочного предприятия все так же уходит в западные и центральные регионы страны.
- "Соллерс - Дальний Восток" не смог удовлетворить массовый спрос дальневосточников на автомобили. В компаниях поняли: население в ДФО всего шесть миллионов человек, так что целесообразно ли думать о таком маленьком рынке… И стали делать дорогие машины, которые пользуются спросом у покупателей в центральной части страны. Производи "Соллерс" машины ценой до 700 тысяч рублей, он смог бы отвоевать на Дальнем Востоке часть рынка у японских иномарок, - уверен Владимир Литвинов.