Интерес к Lada Laika в Бразилии связали с Горбачевым

В Бразилии вспомнили о Lada Laika - советском автомобиле, который должен был напоминать о космических успехах Союза, но стал символом Перестройки. За без малого 5 лет в этой южноамериканской стране было продано 30 тысяч машин, за красивым названием которых скрывались обычные "жигули" четвертой, пятой и седьмой моделей.

"Как только в 1990 году был разрешен импорт автомобилей в Бразилию, мы начали получать странные модели из далекой России, квадратненькие, устаревшие и даже запускавшиеся с кривого стартера в случае необходимости", - начал свою статью о "короткой бразильской гонке надежного седана" Lada Laika журналист бразильского портала Best Cars.

Есть ощущение, что сам автор материала "пятерки" и "семерки" в Бразилии не застал. Статья изобилует исторической информацией, а о характеристиках Laika он судит по статье из архивного номера британского издания Car. Впрочем, и здесь есть любопытные моменты. Например, Volzhsky Automobilny Zavod в первые годы своей работы признан "жизнеспособной промышленной компанией" только для конкретного режима в стране, где эффективность не является главным вопросом, а Lada 1500 (еще одно название этой серии "жигулей") - автомобилем без стиля.

Тем не менее экспортные Lada в 1980-е, напоминает автор статьи, завоевали свое место на различных рынках - от Африки до Кубы и от Новой Зеландии до Европы, особенно в качестве такси, автомобилей для полиции и различных сервисных служб. Причем сделали это под разными именами - в Великобритании проявила себя Lada Riva, в Германии - Nova, в Испании, Франции и Португалии - Kalinka, в Канаде - Signet, в Эквадоре - Clasico, на Кубе - Sputnik, а в Аргентине и Бразилии - та самая Laika.

Последние поступали в страну от панамского дистрибьютора с двигателями объемом 1,5 и 1,6 литра мощностью 75 и 78 л.с. соответственно. Хотя Laika была надежной машиной, ее подводили проблемы с ржавчиной и краской. Еще один минус - в Бразилии большинство автомобилей работают на этаноле (либо чистом, либо смешанном с бензином), а ВАЗовские карбюраторы, разумеется, на такое не рассчитаны.

Но Laika запомнилась бразильцам - хотя бы тем, что замок зажигания у нее располагался слева от руля, а аккумулятор - в багажнике (удивительное открытие!). Да и в итоге она смогла вытеснить из своего сегмента такого конкурента, как Fiat Uno Mille - за счет четырехдверной компоновки, большего места для водителя и пассажиров и меньшей цены. "Успеху Lada Laika способствовало и то, что в рекламной кампании автомобиля она с юмором ассоциировалась с образом Михаила Горбачева - человека, отвечавшего в СССР за перестройку и экономические преобразования, которые в итоге привели к концу эпохи коммунизма в Советском Союзе", - пишет Best Cars.

Впрочем, и завершению бразильской истории Laika, по мысли автора текста, также обязана популярному советскому политику. "Крах операции Lada в Бразилии начался с падением Горбачева в 1991 году, которая сказалась на нестабильности импортера, а закончился в феврале 1995-го, когда ввозная пошлина выросла с 20 до 70%", - констатировал журналист.

Кстати, материал вызвал живой отклик читателей.

Так, пользователь сайта под ником W.K. упрекнул автора и других комментаторов в том, что "трудно давать мнение об автомобиле, не зная деталей" и рассказал, что главным минусом Laika была ее неприспособленность к работе в жаркой стране, из-за чего и мотор перегревался, и резиновые элементы деформировались. Кроме того, быстро вышли из строя некоторые детали - например, корректоры фар, проблемы возникали и с дверным замком.

Однако читатель вспомнил и ряд преимуществ советского автомобиля - его двигатель был весьма надежным, салон - просторным, расход топлива - низким (в комментарии указана цифра 15 км/л), а задние сиденья имели редкие в то время 3-точечные ремни безопасности. Кроме того, Laika, по его мнению, была очень проста в обслуживании. "Вы можете адаптировать детали от других машин без особых проблем - если не получилось решить проблему с помощью молотка, проволоки и плоскогубцев", - заключил бразилец.