При этом победному шествию нодулярного дерматита способствовали и сами владельцы коров. Оставленную хозяевами без присмотра скотину часто можно было увидеть на улицах городов. Животные, питаясь на помойках, становились разносчиками различных заболеваний.
Чечня - один из первых регионов, который столкнулся с новым заболеванием. В сентябре 2015 года животных с признаками нодулярного дерматита обнаружили в станице Калиновской Наурского района. За две - три недели инфекция распространилась по всей станице, количество заболевших животных превысило 100 голов, из них пало 14. В том же году ветслужбы зарегистрировали болезнь на территории Надтеречного, Шелковского, Гудермесского и Грозненского районов. С наступлением осеннего похолодания, когда перестали летать кровососущие насекомые - главный переносчик заразы, эпизоотическая обстановка стабилизировалась.
В 2016 году в Чечне первые случаи заболевания крупного рогатого скота нодулярным дерматитом были зарегистрированы в конце мая. К середине июня вирус зафиксировали практически во всех населенных пунктах региона, а также на высокогорных альпийских пастбищах. Летом заболело почти 11 тысяч голов крупного рогатого скота, из них пало 1196.
Тогда же власти республики заявили о повсеместном бирковании животных. "Таким образом, мы будем знать, кому они принадлежат, и сможем своевременно проводить противоэпизоотические мероприятия. Хозяева, не отправившие своих животных на обработку и биркование, будут привлечены к административной ответственности", - пообещали в правительстве ЧР.
Оставленные хозяевами без присмотра коровы вольготно чувствовали себя на дорогах и улицах, при этом становясь переносчиками вирусов.
В 2017 году фактов заболевания животных нодулярным дерматитом на территории Чечни не зарегистрировано, сообщают в управлении ветеринарии республики. Тем не менее в регионе уже готовятся к тому, что болезнь может вновь себя проявить.
На сегодняшний день единственный метод борьбы с нодулярным дерматитом - профилактика. В ЧР разработаны рекомендации, как если не предотвратить, то задержать распространение инфекции.
- Животных обрабатывают репеллентами, а также используют вакцину от овечьей оспы. Ее применяют для взрослых особей и для молодняка. Кроме того, строго контролируется перемещение крупного рогатого скота, кормов и животноводческого инвентаря. Постоянно проходит обследование КРС, чтобы вовремя обнаружить очаги заболевания, - рассказал корреспонденту "РГ" главный государственный ветеринарный инспектор ЧР Данилбек Хасиев.
Как сообщил президент ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Чечни Лечи Татаев, в регионе созданы республиканский и районные штабы, которые контролируют процесс биркования.
- Ежедневно в пять часов вечера штабы отчитываются о том, сколько животных получили бирки с номерами и были привиты. Уже сейчас на учете 240 тысяч голов скота, и эта работа продолжается. Важно охватить всех животных в зоне риска, чтобы не повторились события прошлого года, когда не были ясны причины эпидемии, а потом не хватало необходимых лекарств, - отметил Татаев.
В Дагестане на сегодняшний день от нодулярного дерматита привито около 100 тысяч голов крупного рогатого скота, заявил корреспонденту "РГ" заместитель председателя комитета по ветеринарии республики Сергей Попандопуло.
Этого пока недостаточно, если учесть, что в регионе зафиксирован примерно миллион голов КРС, 90 процентов которых содержатся на частных подворьях. Желая обезопасить скот от болезни и не дожидаясь получения бесплатной вакцины, многие владельцы животных самостоятельно начали закупать лекарство в ветеринарных аптеках. В этом случае специалисты веткомитета делают прививки бесплатно. Стоимость укола составляет от 20 до 30 рублей. Учитывая, какие могут быть последствия в случае затратного лечения и падежа скота, фермеры решили не экономить.
По словам Сергея Попандопуло, кроме нодулярного дерматита актуальна вакцинация против других опасных болезней домашнего скота. Среди них - оспа овец, сибирская язва, бруцеллез, ящур и другие.
- Надо торопиться с вакцинацией. Недавно завершился окот у овец, в это время нельзя было проводить процедуры. В апреле пройдет стрижка овец, с середины мая начнется перегон на летние пастбища, поэтому времени очень мало, - говорит Попандопуло.
Он также отметил, что за последние два-три года в регионе зафиксированы ранее не встречавшиеся болезни животных. Это дерматит, оспа овец, диарея и птичий грипп. Источник заболевания, по мнению специалистов, во всех случаях находился за пределами республики, а вирусы были завезены с заболевшими животными.
В управлении же ветеринарии Кабардино-Балкарии сообщили, что сейчас эпизоотическая ситуация в регионе остается стабильной.
- Все профилактические и диагностические мероприятия идут в соответствии с утвержденным планом, - подчеркнул заместитель руководителя ведомства Зариф Акбулатов. - С февраля госветслужбой проводится вакцинация всего поголовья крупного рогатого скота против нодулярного дерматита. Прививки уже получили 98 процентов поголовья.
На Ставрополье ситуация с нодулярным дерматитом также находится под контролем, хотя избежать заболеваемости среди крупного рогатого скота в прошлом году не удалось. Тогда очаги инфекции обнаружили в Арзгирском, Курском, Кировском, Левокумском, Нефтекумском и Степновском районах края.
- В 2016 году мы проявили инициативу и стали прививать животных без команды от федеральных властей. Теперь же наш регион включен в программу профилактики нодулярного дерматита среди крупного рогатого скота, - сообщил заместитель начальника управления ветеринарии Ставропольского края Михаил Хоха.
Он также добавил, что, по прогнозам, эпизоотическая ситуация с кожно-узелковой сыпью, как ее еще называют специалисты, будет только ухудшаться. Пока нет эффективных способов предотвратить ее распространение. Тем не менее на Ставрополье уже привито практически все поголовье скота. Есть необходимое количество репеллентов для животных. Их будут раздавать населению, когда проснутся от спячки кровососущие насекомые.
- Важно контролировать незаконный ввоз больных животных с территории соседних республик, чтобы не допустить не только распространения инфекции на Ставрополье, но и ее дальнейшего продвижения за территорию края, - добавил Михаил Хоха.
Между тем
В Кабардино-Балкарии в нынешнем году зафиксировано семь случаев бешенства. Совсем недавно, в конце марта, распоряжением главы республики Юрия Кокова из-за этого заболевания был введен карантин на части территории сельского поселения Озрек Лескенского района. В республике также есть два неблагополучных пункта, где бруцеллезом болеет крупный рогатый скот.
Чтобы эффективнее контролировать ситуацию, в Кабардино-Балкарии ведут профилактический учет поголовья. На сегодняшний день им охвачено 40 процентов сельхозживотных, осталось провести идентификацию в личных подсобных хозяйствах. В регионе проводится широкая информационная кампания среди фермеров, чтобы те не скрывали животных от ветеринарной службы.
Нодулярный дерматит передается животным в основном кровососущими насекомыми - комарами, москитами и мухами. Однако вирус могут переносить птицы, в частности, цапли. При первичном возникновении болезни в стаде поражается от пяти до 50 процентов животных, в отдельных случаях до 75-100 процентов, особенно это касается скота европейских пород. Тяжелее болеют животные европейских пород, лактирующие коровы, истощенные особи и молодняк. Буренки местных пород переносят нодулярный дерматит легко, и падеж среди них обычно не превышает четырех процентов. Если нет осложнений, выздоровление наступает через 30 дней. Наряду с крупным рогатым скотом вирусом заражаются и другие животные, в том числе овцы и козы. Человек к нему невосприимчив.
Специфические методы лечения нодулярного дерматита не разработаны. Животным создают хорошие условия содержания и кормления, используют душевые установки для обмывания кожного покрова дезинфицирующими растворами. У переболевших животных образуется стойкий иммунитет к повторному заражению. Для борьбы с нодулярным дерматитом используют гомологичные живые вирусные вакцины из штамма Neethling и гетерологичные живые вирусные вакцины из штаммов каприпоксвирусов, полученных от овец и коз.
В хозяйствах рекомендуется ввести определенные ограничения. Нельзя вывозить и продавать животных для любых целей, реализовывать молоко в сыром виде. В зоне высокого риска все крупные предприятия, специализирующиеся на производстве молока, переводят на закрытый режим. Завозить корма можно только с благополучных по нодулярному дерматиту территорий.