Ближе, чем кажется

Завершился фестиваль "Российской газеты" "Дубль дв@"

В медиацентре "Российской газеты" подвели итоги онлайн-фестиваля "Дубль дв@", с помощью которого в течение полутора недель можно было бесплатно и по всему миру смотреть лучшие российские фильмы, не ставшие хитами из-за традиционного кинопроката. Причем "по всему миру" - это не преувеличение. Программу онлайн-кинофестиваля смотрели в 84 странах мира.
Николай Досталь с призом зрительских симпатий за фильм "Монах и бес". Фото: Александр Корольков/РГ
Николай Досталь с призом зрительских симпатий за фильм "Монах и бес". Фото: Александр Корольков/РГ

Причем расклад по странам вышел любопытный. На первом месте, что вполне ожидаемо, зрители из России. На втором - и это уже немного удивляет - аудитория из США. Ну а дальше страны, которым по-прежнему интересно российское кино, - Украина, Белоруссия и Казахстан. Общее количество просмотров фильмов на момент написания этой статьи - около 90 тысяч. Эта цифра, конечно, вырастет - фильмы, получившие призы, будут демонстрироваться на сайте "Российской газеты" еще 48 часов.

Призы на "Дубле дв@" по традиции распределены на две категории. С одной стороны, их вручают сами зрители путем народного голосования. С другой - профессиональное жюри, которое в этом году возглавил режиссер Александр Митта. В состав жюри также вошли режиссеры Александр Котт и Оксана Карас, актриса Юлия Ауг и заместитель главного редактора "РГ" Ядвига Юферова. Причем мнения зрителей и жюри разделились - не совпали они ни по одному пункту.

Приз зрительских симпатий фестиваля взял фильм мэтра российского кино Николая Досталя "Монах и бес".

- Получать награды - приятное дело, тщеславие художнику иногда не вредно, - сказал Николай Досталь, поднявшись на сцену за наградой. - Огромное спасибо "Российской газете". Правильно кто-то сказал, что это новаторский ход - показывать фильмы, которые не имеют большого проката, большой рекламы, большого бюджета в Интернете. Это, наверное, будущее многих российских фильмов.

Приз за лучшую актерскую игру зрители фестиваля отдали Вячеславу Лавернову, сыгравшему роль следователя Джулуса в фильме Костаса Марсана "Мой убийца". Лавернов, для которого роль в фильме Марсана оказалась первой главной ролью в кинокарьере, не скрывал своей радости.

- Все так неожиданно случилось, я вчера сидел в Якутске, в гараже. И вдруг мне позвонили, сказали, что надо прилететь в Москву на закрытие фестиваля, - сказал актер. - Хотел бы сказать спасибо нашему режиссеру Костасу Марсану, продюсеру Марианне Скрябыкиной и всем организаторам фестиваля.

Лучшей короткометражной картиной, по мнению зрителей, стала работа Натальи Беляускене "Ближе, чем кажется".

Гран-при жюри фестиваля досталось незаслуженно малоизвестной картине Михаила Косырева-Нестерова "Поездка к матери". Фильм был снят еще в 2014 году, он объездил несколько небольших кинофестивалей в Азии и США, после чего будто бы канул в Лету. Награда жюри в данном случае - безусловный второй шанс и импульс к тому, чтобы про эту картину вновь заговорили. Благо говорить есть о чем. В фильме, рассказывающем об одном дне молодого человека, приехавшего во Францию повидать свою мать, блестящий актерский состав. Достаточно сказать, что главные женские роли тут играют Адель Экзаркопулос (обладательница Золотой пальмовой ветви Канн за "Жизнь Адель") и почти не снимающаяся в последние годы Маргарита Терехова. Спецприз жюри за лучшую актерскую работу взял Тимофей Трибунцев за роль в "Монахе и бесе" - и это действительно та работа, которая заставляет по-новому взглянуть на безусловный актерский талант Тимофея. Также председатель жюри Александр Митта вручил диплом Вере Сторожевой за ее романтическую комедию "Сдается дом со всеми неудобствами".

- Мне сказали, что нужно вручить приз председателя жюри фестиваля одному фильму. Но для меня все эти фильмы оказались настолько классно собраны! - не стал скрывать эмоций на сцене Александр Митта. - Практически каждый из них мог стать обладателем этого приза. За это я люблю этот фестиваль - он дает возможность зрителям по всему миру встретиться с хорошими картинами. И все это в ощущении праздника, в ощущении, что ты делаешь что-то полезное и важное. И в этой компании фильмов я выбрал самого скромного, самого незаметного, самого нефестивального режиссера. Вера Сторожева работает на стыке массового и высокохудожественного кино. В ее картине такое количество тонких наблюдений о женщинах, что для меня смотреть эту картину было настоящим счастьем. Понятно, что "Поездка к матери" - где-то в фестивальных небесах, и правильно, что этот фильм получил главную премию. Это прекрасное размышление человека о смерти - том, о чем искусство и должно думать и говорить. Но и без такого кино, которое делает Сторожева, жить нельзя.

Обладателями наград жюри в короткометражном конкурсе стали "Фейк" Ивана Китаева (главный приз) и "Паноптикон" Валерия Переверзева (специальный диплом).