13.04.2017 20:55
    Поделиться

    Гергиев: На Пасхальном фестивале поднимаются острые вопросы культуры

    В Москве открывается XVI Московский Пасхальный фестиваль
    По традиции Московский Пасхальный фестиваль откроется в пасхальное воскресенье в Москве в Большом зале консерватории. Но несмотря на свою конкретную географическую марку, фестиваль давно не привязан к Москве: за шестнадцать лет его истории события фестиваля состоялись в 123 городах России и соседних странах - Армении, Беларуси, Казахстане, Литве, Украине. В его афише - сотни участников, десятки хоров из разных стран и репертуар, состоящий из симфонической, оперной, хоровой, инструментальной, духовной музыки, колокольных звонов. По сути, Московский Пасхальный уже и не российский, а международный фестиваль. Программа его в этом году будет посвящена 135-летию Игоря Стравинского. О том, что ждет публику на фестивале, рассказал Валерий Гергиев.

    В каком формате планируется посвящение к 135-летию Игоря Стравинского?

    Валерий Гергиев: Мы посвятим ему не только многие концерты Московского Пасхального фестиваля, но и программы, которые будут звучать в течение всего года. Планируем исполнять его сочинения - оркестровые, оперные, балетные, хоровые, с участием всех сил Мариинского театра. Программа года Стравинского должна получиться яркой. И хотя 135 лет - не круглая дата, но это дата почтенная и заслуживающая внимания. В Мариинском театре мы и без юбилейного повода постоянно играем его музыку, а в этом году представим целый парад его партитур. Надеюсь, мы сможем сделать так, чтобы поклонников музыки Стравинского как в России, так и во всем мире прибавилось.

    Цикл музыки Стравинского вы представляли уже не раз: играли и в Америке, и в Европе, и пять лет назад - на Пасхальном фестивале. Что будет нового в этом проекте?

    Валерий Гергиев: Произведения Стравинского звучали далеко не все. Совсем недавно оркестр Мариинского театра исполнил мировую премьеру утерянной партитуры Стравинского "Погребальная песня", случайно обнаруженной в библиотеке Санкт-Петербургской консерватории. Нечасто звучат

    у нас и оперы Стравинского, поставлены не все балеты. И молодым хореографам можно чувствовать себя творчески на этом поле, понимая при этом, что Мариинский театр имеет свои культурные традиции, идущие еще от Глинки, от Чайковского, от Стравинского.

    Когда в прошлом году я задумал проект Прокофьева, я обещал, что его творчество будет подано крупно, ярко, с участием самых разных солистов. То же самое я могу теперь сказать о Стравинском. У нас не часто звучат его инструментальные концерты - фортепианные, скрипичные, Каприччио для фортепиано с оркестром и многое другое. Наша задача сделать все, чтобы неизведанной музыки Стравинского практически не осталось.

    Для меня Пасхальный фестиваль - это возможность поднимать и обсуждать острые вопросы состояния культуры

    Во время Пасхального фестиваля вы уже пятнадцать лет объезжаете с гастрольным туром регионы России. Замечаете, как меняется в стране ситуация в культуре?

    Валерий Гергиев: Не хочется приписывать что-то себе, но мы постоянно стараемся во время наших гастролей активизировать интерес губернаторов к сфере культуры, чтобы даже не крупные региональные центры создавали проекты, способные обогатить нашу сцену - и музыкальную, и театральную. Появление новых сцен, новых театров - один из главных вопросов нашего времени, который нельзя откладывать на десятки лет. И я рад, что в этой сфере у нас есть хорошие новости - уже построены новые залы в нескольких городах. Надеюсь, наше появление, причем неоднократное, во многих регионах - а мы с оркестром Мариинского театра выступили уже в более 60 регионах - играет здесь свою роль. Для меня Пасхальный фестиваль - это в первую очередь радость общения с российской публикой, но также это возможность поднимать и обсуждать острые вопросы состояния культуры. Мы это делаем практически везде, где бываем. В этот раз я поеду по России с желанием показать роскошные оркестровые партитуры Стравинского во всем их блеске. В регионах должны познакомится с его замечательными произведениями, а в Москве и Петербурге пусть вспомнят то, что уже исполнялось, а может, даже откроют для себя новые его произведения.

    Программа фестиваля

    XVI Московский Пасхальный фестиваль откроется 16 апреля в Большом зале консерватории двумя концертами Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В первой программе (15.00) прозвучит Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова (солист Бехзод Абдураимов) и Концерт для скрипки с оркестром Игоря Стравинского (солист Павел Милюков). В 19.00 состоится Церемония открытия фестиваля. Денис Мацуев исполнит Третий фортепианный концерт Сергея Рахманинова

    17 апреля Мариинский оркестр отправится в пасхальный тур, первая часть которого продлится до 30 апреля и пройдет по городам: Казань - Альметьевск - Набережные Челны - Оренбург - Магнитогорск - Екатеринбург - Сургут - Тюмень - Новосибирск - Кемерово - Томск - Омск - Пермь - Ульяновск - Саранск - Нижний Новгород - Владимир.

    В Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя 17 апреля в 18.00 откроется Хоровая программа с участием четырех хоров - Госхора имени А.В. Свешникова, хора Мариинского театра, Академии хорового искусства имени В.С. Попова и Московского областного хора имени А.Д. Кожевникова. В Хоровой программе примут участие коллективы из Москвы, Петербурга, Воронежа, Владимира, Новосибирска, Екатеринбурга и Владивостока, из Греции, Сербии, Беларуси, Армении, Грузии, Чехии, Болгарии и Швеции.

    Поделиться