17.04.2017 13:05
    Поделиться

    Валерий Гергиев открыл в Москве Пасхальный фестиваль

    В воскресенье в Большом зале Московской консерватории, следуя многолетней традиции, Валерий Гергиев открыл шестнадцатый по счету Пасхальный фестиваль. На концерте присутствовали вице-премьер Правительства РФ Ольга Голодец и министр культуры Владимир Мединский.

    Надо сказать, что заявленная накануне программа дневного концерта в Светлое Христово Воскресение неожиданно оказалась гораздо более масштабной, - помимо "Рапсодии на тему Паганини" Рахманинова и Концерта для скрипки Стравинского, прозвучали Панорама и Вальс из балета "Спящая красавица" Чайковского, а также Симфония №4 Малера, - поэтому вечернее Торжественное открытие началось с небольшим опозданием.

    Перед выступлением, в интервью "РГ" Валерий Гергиев отметил значение большого праздника:

    - Все, абсолютно все в этот день переполнены особым эмоциональным состоянием. Наши помыслы и чувства устремлены в самую высь… Иногда мы начинаем фестиваль заранее и стремимся побывать в одном из русских городов, например, во Владимире или Смоленске; несколько часов проводим в храме, соприкасаясь с потрясающими святынями.

    Русские музыканты, создавая свой творческий багаж, никогда не уходили прочь от главной человеческой и гуманистической идеи. Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский и Рахманинов, Стравинский, Прокофьев и Шостакович - все они создавали произведения, которые могут звучать в Воскресный день, в день Светлой Пасхи. В этом-то и кроется невероятная сила русской музыки. Наш фестиваль собирает миллионы слушателей, желающих прикоснуться именно к этой части русской культуры. Главный посыл, когда мы выступаем в хоровых, камерных и звонильных программах, в благотворительных концертах и концертах для детей, - нести духовность.

    43 концерта в 25 российских городах заявлено только в симфонической программе Московского Пасхального. На вопрос, какая публика приходит на концерты Пасхального в регионах, Валерий Абисалович ответил:

    - Молодежь, студенчество. Это здорово, когда, например, в Томске, Новосибирске или Кемерово, где мы очень любим бывать, такая "обновленная" публика уже готова воспринимать наши программы любой сложности! С огромным наслаждением мы приедем в новый театр в Сургуте. И я поражен, насколько удачным оказался смелый проект Владимира Богданова, генерального директора "Сургутнефтегаза". Ему удалось построить настоящий оперный театр в самом сердце Сибири! Театр пока что насчитывает несколько месяцев своей творческой жизни; в нем мы покажем один из лучших своих спектаклей - оперу "Симон Бокканегра" Верди…

    Предыдущие музыкальные марафоны (так давно уже принято называть концерты фестиваля) 2015 и 2016 годов были посвящены Чайковскому и Прокофьеву; нынешний Пасхальный проходит под знаком Стравинского. Маэстро Гергиев уверен, что не все еще страницы музыки гениального композитора XX столетия прочтены, и "роскошные оркестровые партитуры" этого автора можно слушать снова и снова:

    - Стравинского любит весь мир. Но, мне кажется, российская публика еще не знает того Игоря Стравинского, каким он нам, музыкантам старшего поколения, знаком. У меня есть опыт проведения крупного фестиваля, посвященного Стравинскому в Нью-Йорке... Добиться признания такого гения нетрудно - исполнить одно-два знаменитых его сочинения, - и вот в зале - горячие аплодисменты. Но нельзя ограничиваться двумя его популярными русскими балетами, поэтому в нашем Пасхальном "турне" в течение трех недель, в каждом концерте будет звучать Стравинский. Очень важно, чтобы именно малознакомый Стравинский, в первую очередь, был прочувствован нами, русскими...

    Музыкальная критика, не раз отмечавшая "перфектность" исполнения сюиты из балета "Жар-птица" Стравинского оркестром Мариинского театра, в этот вечер была в очередной раз поражена фантастической слаженностью работы музыкантов, одухотворенностью интерпретации этого коронного номера и гениальностью дирижерского жеста Гергиева. Это сочинение, конечно же, больше всего соответствовало атмосфере открытия Пасхального. Ведь именно балеты "Петрушка" и "Жар-птица" "Русских сезонов" Дягилева явились тем зеркалом, в котором нашла отражение русская культура для многих поколений европейской публики. А в этом году бренд "Русские сезоны" стал в России новым масштабным проектом, который в настоящий момент проводится в Японии.

    Гергиев абсолютно убежден, что Стравинский должен быть преподнесен публике подлинно, живо, ярко. Никакие рассказы не заменят живого вдохновенного исполнения:

    - Возможно, что на концерты Пасхального фестиваля придут люди, впервые узнавшие о композиторе, который прожил много лет в Европе и Америке, но был русским от первых и до последних дней - он думал, говорил и даже отбивал ритм по-русски. Связь Игоря Федоровича с Мариинским театром реальна, естественна: отец композитора был ведущим басом, дружил с Петром Ильичом Чайковским. Поэтому масштабное воплощение музыки этого композитора хором, оркестром и балетом Мариинского связано с новыми открытиями, творческими взлетами, интересными находками.

    Подлинной сенсацией вечера стало исполнение Денисом Мацуевым Третьего концерта Рахманинова. Известный пианист уже не раз открывает Пасхальный фестиваль:

    - Это мероприятие всегда стоит в моей гастрольной карте железно! Считаю Пасхальный одним из самых знаковых просветительских событий, прежде всего, в регионах. Это огромный импульс и тонус для всех, кто приходит в залы. Для меня в нем самое главное - это рождение нового поколения публики, которая приходит на концерты.

    После выступления пианист заметил:

    - Третий концерт Рахманинова с Валерием Абисаловичем мы исполнили много раз, наверное, больше 50! И не только с оркестром Мариинки - с Нью-Йоркским, Берлинским, Роттердамским филармоническим, оркестром Вербье. Но в один прекрасный момент мы вдруг его отложили. Это было сделано не специально; просто так получилось. Не играли его года четыре. Первое, что сегодня сказал мне Валерий Абисалович, когда мы вышли со сцены: "А как полезно было сделать паузу!". У нас с ним всегда были какие-то свежие идеи, так уж получается, с маэстро мы часто импровизируем, но как необходим был данный перерыв…

    Сразу после концертов в Москве музыканты Симфонического оркестра Мариинского театра и Валерий Гергиев отправились в Казань, где уже сегодня будут выступать на сцене Государственного Большого концертного зала имени С.Сайдашева. Специальный чартерный поезд Московского Пасхального, в составе которого 14 вагонов, помчит музыкантов по 25 городам России.

    Сегодня же в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя откроется Хоровая программа, которая охватит 31 город, и это, не считая 25-ти камерных выступлений и 35 пасхальных звонов.

    Поделиться