Уникальный тверской лес вернули государству

Вернуть земли Карачаровского мыса и парка в государственную собственность обязал ответчиков Тверской областной суд, утвердивший решение первой инстанции. Разбирательство продолжалось около двух лет. И хотя точка в этом деле еще не поставлена, процесс высветил серьезнейшую проблему: "лакомые куски" лесного фонда, как магнит, притягивают частников и, чтобы умерить их аппетиты, приходится прилагать немало усилий.

Конаковский район Тверской области - это водные пространства и тысячи гектаров хвойного леса. Однако эта природная красота с каждым годом становится все более закрытой и недоступной для большинства: прибрежные зоны, острова и даже части акваторий становятся частными. Относительная близость Конакова к Москве и Твери вкупе с живописностью мест как бы провоцирует состоятельных людей любыми средствами и способами заполучить в собственность кусочек соснового бора на берегу Волги или ее многочисленных притоков.

В 2015 году неравнодушные жители города Конаково совершенно случайно обнаружили новые объекты на публичной кадастровой карте в лесных кварталах. Два участка, относившиеся ранее к землям лесного фонда, Карачаровский парк и Карачаровский мыс, вдруг получили статус сельскохозяйственных земель бывшего совхоза "Шошинский". К слову, "совхозные" наделы расположены в десятках километров от парка.

После обращений общественников делом заинтересовалась природоохранная прокуратура, а затем и СУ СК по Тверской области. Выяснилось, что некая гражданка (в ее отношении заведено уголовное дело за мошенничество в особо крупном размере) с помощниками путем хитрых манипуляций с земельными документами сумела поставить на кадастровый учет участки государственного леса на берегу рек Волги и Сучок как земли сельскохозяйственного назначения - и это при том, что на упомянутых "сельхозземлях" буйно растет хвойный лес). Затем эти участки были проданы предприимчивым жителям Москвы. Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Тверской области подали в суд на новых собственников мыса и парка. Так начался затяжной процесс.

С точки зрения рекреационного бизнеса Конаковский парк - место просто идеальное: сосновый бор на берегу, где можно построить базу отдыха или коттеджи

Новые собственники утверждали, что были попросту обмануты. Возможно, покупатели действительно попались в мошенническую ловушку. Однако не стоит отрицать версии, что они трезво оценивали риски, покупая несколько гектаров государственного леса, продавать который действующий закон в принципе запрещает. Ведь земельные наделы в Карачарове - не просто "участки леса": они находятся в прибрежной зоне Волги и реки Сучок, образующей своего рода лесной полуостров. С точки зрения рекреационного бизнеса место просто идеальное: сосновый бор на берегу, где можно построить базу отдыха или коттеджи. Так что интерес предприимчивых людей к столь лакомым кускам вполне понятен.

Суд вынес решение в пользу государства. При этом возникает резонный вопрос: как можно было поставить на кадастровый учет фактически чужую собственность? Окончательный ответ дадут правоохранительные органы. Но, как выяснилось в ходе разбирательств, леса в Карачарове хоть и принадлежали государству, но на кадастровом учете не стояли, то есть на публичной кадастровой карте они были своего рода "белыми пятнами".

К сожалению, подобные случаи не единичны, и проблема тут не только законодательная, но и финансовая: на межевание огромного количества территорий порой банально не хватает средств. И возможность всеми правдами и неправдами поставить землю на кадастровый учет развязывает руки дельцам. Леса и водные ресурсы, не зарегистрированные в Росреестре, находятся в реальной опасности.

- Мошенническая схема с Карачаровским мысом и парком не нова, - пояснил корреспонденту "РГ" природоохранный прокурор Роман Нестеренко. - На территории Тверской области мы с этим сталкивались уже не раз. Практика судебных процессов также показала, что даже зарегистрированные в Росреестре земли можно вывести из госсобственности.

Примеров немало. Пожалуй, наиболее резонансной стала история с Бобачевской рощей, признанной памятником природы еще во времена СССР. Однако данная территория с сосновым бором в пять гектаров, расположенная практически в центре Твери, не была поставлена на кадастровый учет. Для того чтобы построить там многоэтажки, хватило формально инициировать общественные слушания (местных жителей на них просто не пустили), провести экологическое обследование природной территории в пользу застройщика и, наконец, поставить ее на учет, но с новыми - уменьшенными - границами.

Тем временем

В Вяземском лесничестве, неподалеку от поселка Энергетик, лесные участки также были поставлены на кадастровый учет в качестве земель сельскохозяйственного назначения. В суде удалось доказать, что процедура прошла с нарушениями законодательства, и в итоге лес остался в государственной собственности. Но участки так и не были учтены как госсобственность, так как шли судебные тяжбы с очередными "покупателями". После того как суд принял решение в пользу государства, Рослесхоз обязал поставить лес в Энергетике на кадастровый учет. Но исполнитель сетует на отсутствие средств - в результате эта территория находится в "подвешенном" состоянии уже более полугода. Есть риск, что очередные предприимчивые граждане попытаются оформить леса вокруг поселка на себя.