На самую загруженную в Московском метрополитене линию - Таганско-Краснопресненскую вышел новый поезд "Москва". Точнее, сразу шесть поездов. Еще 27 придут до конца года, а до 2019-го на этой ветке полностью поменяют подвижной состав. Всего до 2020 года планируется купить больше сотни таких поездов, которые состоят почти из тысячи вагонов. В этом поезде так много новшеств, что, впервые прокатившись на нем в конце прошлой недели, мэр Москвы Сергей Собянин назвал его "лучшим в мире". Прокатились следом за градоначальником и корреспонденты "РГ". И тоже пришли к выводу, что лучшего поезда до сих пор не видели ни в Москве, ни в любом другом городе мира. Чем же так хорош он?
Поезд "Москва" разрабатывали специально под большие пассажиропотоки. Столичный метрополитен - один из самых загруженных в мире. И для того, чтобы в состав не просто поместилось много людей, но они могли и быстро войти и выйти, в вагонах нового поколения сделали очень широкие для вагонов метро двери - 140 см. Это на 30 см шире, чем у одного из самых массовых поездов "Еж", на смену которым на сиреневую ветку приходят новые составы. А для того чтобы "Москва" могла увезти больше пассажиров, через весь состав - сквозной проход. В итоге номинальная ее вместимость 1524 человека (у "Ежа" - 1190), а в час пик могут поместиться и все 2000. Столичные власти надеются, что с приходом "Москвы" легендарные пробки из пассажиров на станции "Выхино" - самой загруженной на Таганской-Краснопресненской линии, а также в "Текстильщиках" и других наконец-то останутся в прошлом. Мохамед Мезгани, заместитель генерального секретаря Международного союза общественного транспорта, присутствовавший на пуске, отметил, что даже пассажиры Лондонского метро, которые тоже очень страдают от переполненности своей подземки, были бы очень довольны, если бы у них начали ходить такие поезда.
При поездке на "Москве" комфортабельнее даже стоять! Для этого здесь есть, во-первых, поручни. Изогнутые в виде цветка, они появились впервые посередине вагонов. Поначалу у корреспондентов "РГ" возникли опасения, что пассажиры в час пик при входе начнут биться об эти стойки посреди вагона, но конструкция оказалась очень удачной - за всю поездку в довольно плотно набитом вагоне никто о них так и не ударился. А вот люди держались с удовольствием. Так что в "Москве" пассажиры с легким сердцем могут проститься с искусством балансирования в поезде, летящем на скорости, когда схватиться было просто не за что, а машинист вдруг внезапно тормозит или, наоборот, разгоняется. К тому же еще одна приятная деталь: новые поручни впервые имеют "теплую зону контакта" - "хватательные" части труб упакованы в синюю термоусадочную пленку. Поверьте, держаться за них совсем не то, что за голый металл. Разработчики рассказывают, что они могли бы сделать эти поручни еще из более приятных на ощупь материалов типа силикона, но отказались от этой идеи лишь из-за опасений, что скучающие пассажиры расковыряют их в пути. А еще в "Москве" для стоячих пассажиров есть даже... сиденья. Мягкие сидушки, к которым удобно прислоняться. Они так и называются "прислонные сиденья".
У стоячих сидушек, правда, пока только в первом и последнем вагонах есть зарядки USB для гаджетов. Пока в столицу с завода пришло шесть новых составов. Но начиная с десятого розетки появятся в каждом вагоне. По словам Мохамеда Мезгани, замглавы Международного союза общественного транспорта, такие зарядки в поездах метро появились впервые в мире. Кроме зарядников в "Москве" установлены интерактивные схемы с возможностью прокладывать маршруты. Над дверями висят обновленные табло. Названия станций на них дублируются большими буквами на латинице. Появились в вагонах и видеомониторы.
Особое внимание в новом поезде уделено освещению. Головной прожектор при выезде из туннеля, чтобы не слепить пассажиров, стоящих на платформе, умеет "приглушать" свет. В салоне плафоны меняют освещение с холодного, "бодрящего" утром, до теплого желтоватого вечером, успокаивающего в конце рабочего дня. У дверей от пола до потолка - подсветка. Когда двери закрываются, светодиодная лента загорается красным. По замыслу разработчиков, красная стена около двери отпугнет желающих встать на проходе, мешая входящим и выходящим, как часто происходит в "Ежах". Закрываясь, двери еще и пронзительно пищат. Но если кого-то и прищемит вдруг, поезд с места не тронется - двери снова откроются, чтобы выпустить зазевавшегося пассажира.
А еще новый поезд приспособлен для поездок людей с ограниченными возможностями. Ни для кого не секрет, что столичная подземка - трудное место и для инвалидов, и для мам с колясками. В "Москве" для них есть специальное место для колясок, с мягкой спинкой и ремнями безопасности. Когда модель разрабатывалась, шли консультации с машинистами и с пассажирами. По итогам обсуждений было внесено более 200 изменений, касающихся эргономики кабины машиниста и внутреннего пространства салона.
После вагонов 760-й серии, которыми укомплектована серая ветка, и несколько составов ходят по сиреневой, москвичей трудно удивить поездами, в которых можно разговаривать, не повышая голоса даже в туннеле. Но "Москва" идет еще тише: благодаря усиленной звукоизоляции уровень шума внутри салона не превышает 70 дБ. Для сравнения: в "Еже" он равен 85-90, в 760-м - 75. Да и идет "Москва" значительно плавнее - здесь полностью переработанные подвеска и ходовая конструкция, а также новый климат-контроль. Производители обещают: пассажирам будет комфортно в любую погоду. Благодаря единому пространству и техническим доработкам воздуховодов воздух распределяется более равномерно по всему составу. А для того чтобы вирусы не циркулировали в замкнутой системе кондиционирования, под крышей спрятана система обеззараживания воздуха.