Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина приехал в Самару

После завершения программы в Новосибирске и концерта в Санкт-Петербурге IV Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина открыл новый маршрут своей музыкальной магистрали - Самару.

Самара - девятый по численности населения город страны, один из российских городов, который примет Чемпионат мира по футболу FIFA-2018, космическая столица России. С историей этого города связана одна из страниц в творчестве Дмитрия Шостаковича: именно здесь (тогда Куйбышеве) состоялась премьера его знаменитой Седьмой (Ленинградской) симфонии.

После начала Великой отечественной войны, в 1941 году Куйбышев стал запасной столицей СССР: сюда в срочном порядке была эвакуирована часть правительства (в рекордные сроки был построен уникальный подземный "Бункер Сталина" (ныне музей) - глубиной в одиннадцать этажей), а также труппа Большого театра. Сюда же  эвакуировали семью Шостаковича. Работу над своей Седьмой симфонией, начатой в блокадном Ленинграде, композитор закончил в Куйбышеве, и там же, в зале оперного театра (в исторических хрониках того времени его называли "Большой театр") 5 марта 1942 года состоялась премьера симфонии, после чего музыка была исполнена в Москве, Новосибирске и затем в Ленинграде. Все эти города сегодня входят в карту Транссибирского арт-фестиваля.

Концерт прошел в Самарской академической филармонии. В первом отделении в исполнении Самарского академического симфонического оркестра под руководством народного артиста России Михаила Щербакова прозвучала Четвертая симфония Феликса Мендельсона - музыка, вдохновленная живописными ландшафтами солнечной Италии.

Во втором отделении концерта один из ярчайших скрипачей мира Вадим Репин, впервые на сцене Самарской филармонии, исполнил Первый скрипичный концерт Макса Бруха - пожалуй, один из самых известных и любимых слушателями, вторая часть которого - знаменитое Adagio - уже второе столетие составляет прекраснейшие страницы скрипичной литературы. Несмотря на погрешности и некоторую статичность оркестрового сопровождения, скрипач уверенно выстроил стройную величественную форму трехчастной композиции, а в завершении вечера блестяще исполнил красочную виртуозную рапсодию для скрипки с оркестром Мориса Равеля "Цыганка", продемонстрировав безграничность своих технических возможностей, простоту, естественность и точность интонации, благородство стиля. Самарская публика аплодировал стоя, вместе с цветами слушатели дарили солисту пасхальные куличи.

Прямая речь

Вадим Репин, скрипач, руководитель Транссибирского арт-фестиваля:

- В Самаре прекрасная публика, все слушали, не дыша - и это самая главная радость! Равель был гениальным композитором, он создал совершенно уникальную оркестровку в "Цыганке", это оркестровка гения: столько там красок, поворотов, всего интересного, это музыкантски бездонное произведение. А что такое виртуозность - сложный вопрос, здесь важно отношение. И, конечно, каждый использует свои секреты, чтобы играть более виртуозно, особенно эту каденцию. Играть "Цыганку" - одно удовольствие, гений есть гений.