Прокуратура проверит использование асфальтовой срезки в УрФО
Дорога налево
Напомним, заинтересоваться судьбой асфальтовой срезки нас заставило уголовное дело, возбужденное в сентябре 2016 года сотрудниками управления СК Курганской области: директор МКУ "Управление дорожного строительства и благоустройства Кургана" Сергей Герасименко обвинялся в превышении должностных полномочий. По версии следствия, чиновник нанес казне города ущерб в 10 миллионов рублей, не предусмотрев в контрактах на дорожный ремонт возвращения в собственность муниципалитета отходов: лом асфальтобетона, гранулят, щебень и прочее дорожное "вторсырье" исполнители использовали по своему усмотрению.
- Почти 30 тысяч тонн дорожного покрытия фактически было отдано бесплатно коммерческим организациям, которые по контрактам осуществляли ремонт и обслуживание дорог Кургана. А по закону отходы должны были передать на баланс муниципалитета, - сообщили в пресс-службе СУ СКР по Курганской области.
Фактически компании получали ценные "подарки": тонна асфальтовой крошки на рынке Зауралья в то время продавалась по 600-700 рублей. Простой подсчет показывает: бизнесмены "наварили" на левом сырье не менее 18 миллионов рублей.
При возбуждении дела следователи опирались на данные 2015 года. Действовала ли и в 2016-м аналогичная схема, сейчас выясняется. Как сообщили "РГ" в прокуратуре Курганской области, расследование продолжается.
Смета с двойным дном
Мы провели собственную проверку, изучив конкурсную документацию около десятка выставленных на торги лотов на ремонт дорог в разных регионах УрФО, и ни в одном не нашли пункта, обязывающего исполнителя возвращать асфальтовый лом. Как выяснилось, законом предусмотрены и иные варианты учета его стоимости. "Согласно действующей методике определения стоимости строительной продукции, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 №15/1, цена материалов от разборки должна быть учтена при определении сметы при заключении контракта", - уточнили в прокуратуре.
Именно это постановление Госстроя и является тем ящиком с двойным дном, позволяющим муниципальным "фокусникам" манипулировать отходами дорожного строительства. Документ дает возможность заказчикам не оговаривать в контракте требование возврата ценного вторсырья, ссылаясь на то, что его стоимость уже учтена в смете. Но выявить проколы в финансовых документах под силу не каждому специалисту.
- Заказчики прекрасно понимают, что срезка, снятые ограждения и прочие полезные отходы - это собственность муниципалитета. Изъять ее можно только законным способом: либо срезка должна быть продана муниципалитетом, либо ее использование учитывается в цене контракта. А определить, насколько она отражает его реальную стоимость, могут органы финансового контроля, счетная палата, - пояснил Дмитрий Шалабодов, глава координационного совета территориальных органов ФАС в УрФО.
Проверить сметную стоимость дорожных контрактов намерены власти Югры: счетная палата автономного округа на запрос "РГ" сообщила, что "объем и стоимость отходов будут учитываться при проведении проверок, связанных с ремонтом и строительством автомобильных дорог".
Взыщут неустойку
В прокуратуре Челябинской области признают: проблема есть, необходимо постоянно контролировать ситуацию. Во время проверки надзорного ведомства в Озерске выяснилось, что муниципалитет не только не потребовал вернуть дорожные отходы, но даже заплатил исполнителю работ за вывоз снятого фрезой асфальта. Дескать, "уборка территории от мусора" была предусмотрена контрактом. Сейчас проводятся дополнительные контрольные мероприятия для установления суммы нанесенного бюджету ущерба.
В Копейске прокуратура выяснила, что проводившая дорожные работы компания игнорировала пункт контракта, предусматривающий возврат на склад срезки дорожного покрытия. Асфальтовый лом увезли в неизвестном направлении, а теперь с подрядчика взыщут неустойку и оштрафуют за невыполнение договорных условий.
Признаков коррупции в действиях должностных лиц органов местного самоуправления южноуральские прокуроры пока не усмотрели, как, впрочем, не выявили случаев продажи асфальтобетонной крошки "налево". Но заверили, что проверки продолжаются.
"Склевали" крошку
Самой законопослушной оказалась Свердловская область. Прокурорские проверки, проведенные как в управлении автомобильных дорог, ответственном за состояние региональных магистралей, так и в Уралуправтодоре, в ведении которого федеральные трассы, не выявили нарушений. В сообщении надзорного ведомства сказано: "при заключении контрактов в проектной документации предусматривается полное (100 процентов) использование получаемого при фрезеровании асфальтобетонного покрытия".
Действительно ли это так? Не факт. Зайдя на популярный сайт бесплатных объявлений, мы с легкостью нашли около десятка предложений приобрести асфальтовую крошку. Строительный материал реализуют по 650 рублей за тонну плюс транспортировка. Мы созвонились с продавцом и попытались узнать, откуда асфальт. Конкретизировать происхождение отходов он отказался, как и другой поставщик дорожного лома, который сообщил: "Материала много. Понятно, что срезка прошлогодняя".
Нынешний сезон дорожного строительства только начинается. Объемы ремонта запланированы не меньше, чем в 2016-м. Так что будет и срезка.