К принимающим экзамены на права предъявили требования
Первый - это квалификационные требования к сотрудникам ГИБДД, которые принимают экзамен у водителей на водительское удостоверение. Он уже зарегистрирован в минюсте и на следующей неделе вступит в силу.
В нем прописано, что экзаменатор должен знать законодательство. Перечислен примерный перечень основных документов. Остальные скрываются под "иными нормативными правовыми актами".
Указывается, что экзаменатор должен иметь навыки управления той категорией транспортных средств, по которой принимает экзамен.
Никаких подробных профессиональных требований в нем не прописано. Не прописано даже то, чем должен заниматься экзаменатор. А у него довольно широкие полномочия. Например, именно экзаменатор проверяет соответствие программы подготовки водителя конкретной автошколы примерным программам, утвержденным минобрнауки. Именно экзаменатор проверяет материально-техническую базу автошколы, после чего выдает заключение, можно ли в ней кого-то обучать.
В постановлении правительства прописано, что экзаменатор должен быть не младше 25 лет, иметь высшее образование и стаж по управлению теми категориями, по которым принимает экзамен, не меньше 5 лет.
Ничего этого в квалификационных требованиях к экзаменатору не прописано.
Как рассказала корреспонденту "РГ" президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, квалификационные требования - аналог профессионального стандарта. В нем должны быть прописаны и трудовые функции, и умения, и знания. А также требования к подготовке и повышению квалификации.
Второй документ, который уже разослан в подразделения ГИБДД, - это разъяснения по вопросам экзаменационной деятельности. В нем даются ответы на самые спорные вопросы, которые возникают у кандидатов в водители, автошкол и самих сотрудников ГИБДД. При этом эти проблемы станут поводом для внесения изменений в действующий регламент.
В разъяснениях разрешается принимать экзамены на базе автошкол до того, как выйдет соответствующий приказ МВД.
Экзаменуемым прощаются некоторые ошибки в выполнении упражнений.
Однако некоторые из разъяснений ставят в тупик. При выполнении упражнения "въезд в гараж" МВД требует использовать конусы вместо стоек. Но если водитель сдает экзамен на категорию Е+С, он эти конусы в зеркала не видит. Это его мертвая зона, кроме того, их высота --30 сантиметров от асфальта. В то же время на практике, при заезде в гараж, у него есть ограничения в виде стен, которые в зеркала прекрасно видно.
По мнению Шутылевой, нет ответа на один из главных спорных вопросов: каким прибором должно фиксироваться время выполнения упражнения или экзамена? Секундомером, мобильником, секундной стрелкой на часах? Понятно, что для того, чтобы избавиться от субъективизма, это должен быть поверенный прибор. Но этого нигде не прописано.
Напомним, что на автоматизированных автодромах, которые были построены после выхода предыдущего регламента, были организованы условия, максимально приближенные к реальным дорожным. В том числе были установлены бордюры. Однако требования нового регламента забыли о существовании автоматизированных автодромов и их условий. Теперь, чтоб принимать на них экзамен, автошколам придется вырыть бордюры и нарисовать ограничительные линии для выполнения упражнения. Заметьте, это даже не дорожная разметка, которая используется в реальных условиях движения.