По данным, которые еще будут уточняться, руководитель движения "На марше" Эмманюэль Макрон набирает 23,7, а глава "Национального фронта" Марин Ле Пен - 21,7 процента голосов. Третье и четвертое места разделили кандидат от правой партии "Республиканцы" Франсуа Фийон и выдвиженец "Непокорившейся Франции" Жан-Люк Меланшон. У них по 19,5 процента голосов. Таким образом, фавориты гонки Макрон и Ле Пен выходят во второй тур, который состоится 7 мая. Как здесь отмечают, французы весьма активно участвовали в одиннадцатых за историю Пятой республики президентских выборах. Явка составила около 77 процентов.
Давно, может быть, с буйных 60-х годов прошлого столетия, когда общество было расколото из-за войны в Алжире, а после из-за студенческого бунта мая 68-го президентские выборы в стране не проходили в столь напряженной, наэлектризованной обстановке. Терроризм добрался до Франции и напугал ее. Буквально накануне первого тура на Елисейских Полях, в самом центре столицы, автоматной очередью бандита был убит полицейский. Двое его коллег с пулевыми ранениями находятся в госпитале. 39-летний французский гражданин и террорист Карим Шефри уничтожен ответным огнем.
Терроризм добрался до Франции и напугал ее. Буквально накануне первого тура на Елисейских полях, в самом центре столицы, автоматной очередью бандита был убит полицейский. Двое его коллег с пулевыми ранениями находятся в госпитале. 39-летний французский гражданин и террорист Карим Шефри уничтожен ответным огнем.
Туристы, мечущиеся по знаменитейшему на весь свет парижскому проспекту, воющие сирены патрульных и санитарных машин, барражирующий в небе вертолет с мощным прожектором - все эти шокирующие сцены отпечатались в памяти французов. отправившихся на избирательные участки.
C самого утра жители Парижа, Марселя, Лиона… с нелегким сердцем потянулись к избирательным участкам. Местами образовывались большие скопления народа. Примерно такая же картина наблюдалась в других странах мира, где проживают сотни тысяч французских граждан. Особенно многочисленными очереди возникли перед диппредставительствами Франции в Лондоне, Монреале, Бангкоке. Но люди не расходились. Терпеливо ждали, чтобы отдать свой голос. В этот тяжелый период своей истории французы дома не отсиживались.
В связи с выборами во Франции были предприняты чрезвычайные меры безопасности. 50 тысяч полицейских и жандармов, армейские подразделения патрулировали в рамках операции "Сентинель" улицы, где в мэриях, школах, других административных зданиях расположились около 67 тысяч избирательных участков. Все антитеррористические спецподразделения, разбросанные по территории страны, находились в состоянии полной боевой готовности. Местные власти также привлекли частные охранные агентства, проверенных добровольцев-волонтеров.
Помимо этого усилили охрану кандидатов в президенты. Причем особое внимание уделили фаворитам. Франсуа Фийону даже предложили во время перемещений надевать бронежилет, но он отказался.
И, тем не менее, накануне в Париже в районе площади Бастилия прошли столкновения между полицией и участниками манифестации, организованной профсоюзами. Две тысячи демонстрантов требовали от кандидатов на пост президента заняться в первую очередь проблемами малоимущих граждан, обеспечить достойный уровень социальной защиты. Стражам порядка пришлось применить слезоточивый газ.
Еще один инцидент произошел на Северном вокзале столицы, когда к военному патрулю приблизился человек с ножом в руках, но был сразу же им и задержан, не оказав сопротивление.
Важная деталь: в субботу и в день выборов во Франции действовало правило предвыборной тишины. Кандидатам запрещалось организовывать митинги, выступать в СМИ, как в электронных, так и в печатных. А их сторонникам распространять листовки, брошюры, вообще агитировать любым образом.
Аналогичное положение распространялось и на социологические службы, с которыми Национальная комиссия по опросам провела строгий инструктаж. Вплоть до 20:00 (21:00 мск) в воскресенье было введено тотальное эмбарго на проведение любых опросов по выборной тематике. Естественно, речь в первую очередь шла об экзитполах, которые во Франции впервые попали под запрет на прошлых президентских выборах в 2012 году.
Кстати, нарушителей, в том числе рядовых граждан, могли оштрафовать на 75 тысяч евро. Что касается газет, телеканалов и радиостанций, то им в этом случае пришлось бы заплатить куда более значительную сумму - 375 тысяч евро.
Последние данные французские агентства и институты опубликовали вечером в пятницу. Из них следовало, что фаворитом битвы за Елисейский дворец был основатель движения "На марше" Эмманюэль Макрон, за которого, если верить опросам, были готовы проголосовать от 23 до 24,5 процента избирателей. За ним следовала глава "Национального фронта" Марин Ле Пен (22 - 23 процента), а также кандидат от правой партии "Республиканцы" Франсуа Фийон (20-21 процент). Четверку лидеров замыкал выдвиженец левого объединения "Неподчинившаяся Франция" Жан-Люк Меланшон. А вот в канадском агентстве Filteris , делающем прогнозы на основе анализа социальных сетей, первое место отдавалось Марин Ле Пен (25,89 процента), а Макрон и Фийон шли "нос к носу" (соответственно 22,77 и 22,67 процента).
Заметим, что эти результаты были опубликованы уже после атаки на Елисейских полях в тот самый момент, когда по общенациональному телеканалу проходила предвыборная передача с участием всех 11 претендентов на пост главы Пятой Республики. Они гневно осудили гнусную вылазку, ответственность за которую взяла на себя террористическая группировка ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки "ИГИЛ").
Что касается кандидата от правоцентристов Франсуа Фийона, то он призвал создать широкую международную антитеррористическую коалицию с участием, как стран Запада, так и России. Со своей стороны Марин Ле Пен обозначила ряд жестких мер по искоренению терроризма во Франции.
Некоторые аналитики считали, что "синдром Елисейских полей", повлияв на всех французов, мог сказаться на тех, кто не определился с выбором и сделал его только перед тем, как опустить бюллетень в урну для голосования. Другие предполагали, что трагическое ЧП в сердце Парижа заставит тех, кто решил вообще воздержаться от голосования, а таких из 45 миллионов местных избирателей было около трети, резко поменять свое мнение и, перекроив воскресные планы, вместо того, чтобы отправиться загород или на рыбалку, явиться на избирательные участки.
Вот что по этому поводу думает известный французский философ и политолог Иван Бло:
- Драма на Елисейских полях, как я считаю, привлекла внимание к тем кандидатам, у которых была наиболее жесткая позиция по вопросу борьбы с терроризмом, а это Марин Ле Пен и Франсуа Фийон. У других она была слабее выражена в программах и выступлениях, - полагает он.
На вопрос, как Бло в целом оценивает прошедшую президентскую кампанию, политолог ответил:
- Должен сказать, что она меня разочаровала. Ее уровень был редкостно невысоким. Содержание программ и предложений кандидатов мало обсуждалось в обществе, а на первый план выносились скандальные темы, не затрагивающие коренные интересы избирателей. К примеру, неделями в прессе на все лады муссировали вопрос трудоустройства членов семей парламентариев в качестве их помощников. Порой создавалось впечатление, что более важной проблемы, чем работа жены Франсуа Фийона во Франции нет. А у французов множество иных забот. Иммиграция, безопасность, безработица. Вот что реально интересует людей.
Мне кажется, что в определенной степени кампанией пытались управлять. Думаю, что за судебными историями в отношении правых кандидатов Франсуа Фийона и Марин Ле Пен маячила тень Елисейского дворца. Посмотрите, выдвиженцев левых и левоцентристов, в частности, Эмманюэля Макрона, такие нападки миновали, а если вдруг что-то возникало, то сразу же активно тушилось. И это меня не удивляет. За годы политической и государственной карьеры мне не раз приходилось наблюдать, как властные структуры обращаются с судебными институтами. Это ведь настоящее лицемерие, когда заявляют, что в нашей стране судьи и следователи ни от кого не зависят. Да, это верно в отношении мелких преступлений где-нибудь в пригородах. В этих случаях, конечно, политики не вмешиваются. Но когда дела затрагивают интересы верхних этажей власти, другой разговор. Конечно, письменных указаний никто не дает. Однако всегда можно позвонить. Судьи прекрасно знают, что в зависимости от того, как они отреагирую на ту или иную подсказку, зависит их продвижение по службе. Получит ускорение или наоборот затормозится. Неспроста все скандальные дела во время предвыборной кампании приходились на долю правых политиков. Причем процедуры исполнялись с необычайной скоростью, что в принципе не свойственно французскому правосудию. Вполне очевидно, что кто-то этим манипулировал.
В Елисейском дворце еще раньше поняли, что у Соцпартии мало шансов на успех, поэтому ставка была сделана на экс-министра экономики Эмманюэля Макрона с тем, чтобы постараться сохранить власть. Пусть с новыми фигурами, но в своем политическом леволиберальном и ориентированном на Евросоюз лагере. Не зря весь истеблишмент социалистов, левые интеллектуалы, административные бонзы, финансисты объединились вокруг лидера движения "На марше", использовали СМИ, и всячески способствовали его продвижению.
Второй тур битвы за Елисейский дворец состоится 7 мая.