Новости

25.04.2017 18:35
Рубрика: Культура

Метод Минина

Московский камерный хор начинает праздничный марафон
Московскому государственному академическому камерному хору исполняется 45. Знаменитый коллектив и его бессменный художественный руководитель Владимир Николаевич Минин к этой дате подготовились основательно. Четыре концерта: выступление в картинной галерее А. Шилова, в Доме ученых, в Кафедральном соборе святых Петра и Павла, и наконец, 27 апреля в Зале Чайковского - Большой юбилейный концерт, где прозвучат сочинения Бородина, Бернстайна, Гершвина, Вивальди и даже "Болеро" Равеля… Накануне праздничного концертного марафона маэстро поделился впечатлениями о своей работе с любимым коллективом.

Владимир Николаевич, чем запомнился первый концерт хора в Доме ученых 23 апреля 1972 года? Что для вас тогда было самым важным?

Владимир Минин: В 70-е, когда оттепель была уже на излете, создавалось огромное количество камерных хоров. Эти коллективы были своеобразной альтернативой "официозу" больших хоров, которые в то время, помимо всего прочего, еще с большим усердием пели о партии. Многие из вновь созданных прожили недолго, потому как, пели, в основном, западную музыку эпохи Возрождения. Казалось бы, для них этот репертуар - хлеб насущный, но публику нельзя все время кормить мадригалами. Хотелось слышать что-то свое, родное.

Учитывая все эти вещи, я основал программу нашего первого выступления исключительно на русской музыке. Мы исполнили сочинения конца XVII - начала XVIII вв., обработки русских народных песен Слонимского и Стравинского, "Ты запой мне эту песню" Свиридова и "Маленькую кантату" из оперы Шедрина "Не только любовь".

Что было важно? В общем многоголосии появился хор со своим "голосом", своим художественным лицом. Это стало большим событием!

Построить дом, вырастить сына… Можно ли сказать, что для вас хор стал тем самым деревом, которое нужно посадить и вырастить, следуя народному изречению?

Владимир Минин: Конечно! Из всей своей многообразной художественной жизни я бы выделил эту страницу, как наиболее плодотворную. Те большие коллективы, которыми я руководил ранее - Молдавская капелла "Дойна" и Ленинградская капелла имени Глинки, - это были хоры, которые существовали до меня, у них были свои традиции и устои. Наш хор я начинал с чистого листа бумаги и "писал" его своим почерком.

Что для вас сложнее - работать над премьерой в соавторстве с композитором, написавшим произведение, или создавать свою интерпретацию?

Владимир Минин: Все зависит от личности. Например, Свиридов считал, нужно исполнять только так, как слышит он... Это, можно сказать, даже было диктаторство такое. А, если ты ершился, сразу же возникала искра!.. Щедрин, напротив, предоставлял "полную свободу… ей при дворе дана…". Таким же был и Гаврилин. Бывало, что учитывались мои пожелания к партитуре, и тогда Валерий Александрович говорил: "разрешаю только вам, но издано будет по-моему". Классическая музыка требует разных интерпретаций, это не может быть однозначно; поэтому-то я и спорил со Свиридовым.

Свиридов, Гаврилин, Щедрин, Дашкевич… Композиторы, посвятившие вам свои опусы. Эти хоровые сочинения для вас особенные?

Владимир Минин: Посвящение мне кантаты "Ночные облака" Свиридова или хоровой симфонии-действа "Перезвоны" Гаврилина я воспринимаю как необычный жест. И Свиридов, и Гаврилин, подчеркнули тем самым, что я - их единомышленник, сопричастный идейным устоям автора.

С кем из знаменитых русских певцов запомнилось творческое общение?

Владимир Минин: Конечно же, это Елена Образцова и Евгений Нестеренко. В процессе общения с этими великими людьми было сделано много открытий. Выступая с Еленой Васильевной, я пережил такие чувства, которые мне ранее испытывать не приходилось! Евгений Евгеньевич много помогал нашему хору, проводил мастер-классы. Он, кстати, говорил, что выступление с оркестром не сравнится с тем ощущением, которое испытываешь, выступая с хором: "Когда голос с голосом соприкасается - для меня это самое высшее наслаждение!".

Вы всегда выходите к своему хору с идеей. Какой она будет 27 апреля?

Владимир Минин: Идея большого праздника. Ведь в юбилейном концерте хочется показать все стороны коллектива.

В программе заявлено "Болеро" Равеля. Как это возможно в хоровом переложении?

Владимир Минин: Приходите и услышите. Но скажу честно, это не от хорошей жизни. Хоровой репертуар, также как и симфонический, к сожалению, сейчас, я считаю, испытывает кризис. После рахманиновской "Литургии" и "Всенощной", современную духовную музыку стараюсь не исполнять. Я, знаете ли, однолюб!

Прошлый ваш юбилей - 40-летие - запомнился разговорами о предоставлении хору собственного дома. 45-летие отметите новосельем? Как решился ваш вопрос?

Владимир Минин: На дворе семнадцатый, а мы шестнадцатый год воюем. В нашей жизни есть такой сегмент, который называется "строители". Вы знаете, как и в квартире, если ремонт начался, его закончить нельзя, его можно только остановить... Жулики, ну что поделаешь?..

А есть какая-то надежда?

Владимир Минин: Надежда есть всегда! Очень хотелось бы верить, что до конца этого концертного сезона мы въедем в свой дом.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"