В Омске показали "Отличницу" Оксаны Карас

В Омске прошла церемония открытия национального фестиваля дебютов "Движение", на которой показали новую работу Оксаны Карас "Отличница".

Сам факт выбора ее фильма для церемонии показывает, что слово "дебют" для фестиваля понятие растяжимое. Карас, конечно, никакая не дебютантка. Ее первый полный метр "Репетиции" год лежал, не замеченный ни прокатчиками, ни фестивалями, пока его премьера не состоялась в рамках онлайн-фестиваля "Российской газеты" "Дубль дв@". В 2016 году второй фильм Оксаны "Хороший мальчик" победил на "Кинотавре".

На "Движении" выдвинули теорию, что "Отличница" для Карас дебют в том смысле, что это не полный метр, а сериал и для телевидения режиссер сняла что-то впервые. Но и это не вполне так - в 2008 году она была одним из режиссеров телесериала "Братья детективы", а в 2013-м сняла несколько серий "Пропавших без вести".

Тем не менее "Отличница" для Карас работа и впрямь не рядовая. Этот восьмисерийный проект стал для нее первым авторским сериалом, где за результат отвечает только она. В "Отличнице", например, она отвечала за монтаж. По крайней мере это касается версии сериала, показанной в Омске. Специально для "Движения" Карас смонтировала двухчасовую версию, в которой уместился весь сюжет "Отличницы". Действие происходит в Ленинграде в 1958 году. Главная героиня - идеалистически настроенная выпускница юрфака Мария Крапивина (Яна Гладких) попадает по распределению в УГРО районного отделения милиции. Руководит этим отделением корпулентная женщина с фельдфебельскими замашками (очередной запоминающийся выход Юлии Ауг), но это, как водится, внешняя броня, ничто человеческое ей на самом деле не чуждо. Два лучших сотрудника отдела в исполнении Александра Яценко и обзаведшегося накладными усами Никиты Ефремова моментально принимаются ухлестывать за барышней, но та пришла в милицию работу работать, а не романы крутить. Тем более работа находится быстро - в области действует банда некоего Буфета, которая грабит провинциальные музеи. Из музеев помимо небольшой кассы пропадает какая-то ерунда - трехкопеечные фигурки 19-го века. Юная сотрудница подозревает, что здесь что-то не так и, как водится, оказывается права...

Уже по "Хорошему мальчику" было видно, насколько Оксану Карас завораживает советское кино

То, что Карас обратилась к советским временам только сейчас, кажется каким-то досадным недоразумением - уже по "Хорошему мальчику" было видно, насколько ее завораживает советское кино. Собственно, "Хороший мальчик" и был своего рода инкарнацией советского фильма, который вдруг появился в 2016-м. Перенеси его действие, например, в 70-е, и не изменится ровным счетом ничего. Ноги у "Отличницы" (которая вполне могла называться, например, "Хорошая девочка") также растут из советской эстетики. Это, если угодно, "Весна на Заречной улице", встречающая "Следствие ведут ЗнаТоКи".

Во всем этом любопытно, что для Карас понятие "советский кинематограф", в который она влюблена и наследницей которого хочет предстать, монолитно и неделимо. Поэтому она так легко в "Отличнице" смешивает стиль хрущевской оттепели и позднего брежневского застоя. В реальности они друг другу противопоставлены если не эстетически, то этически совершенно точно.

В оттепельное время невозможно было представить себе произведение про хороших и романтически настроенных энкавэдэшников, например. А у Карас - пожалуйста. И этика с эстетикой из-за этого все же входят в конфликт. Тут есть как минимум одна сцена за пределами здравого смысла и вкуса. Весь фильм главная героиня пытается выяснить автора стихотворения про калошу, которое ей в детстве читала мама. И вот в финале выясняется, что это был стих Мандельштама - его совершенно неожиданно для всех узнает героиня Юлии Ауг. "Хороший поэт, я в его аресте участие принимала", - хохоча, заявляет героиня, запивая свою реплику бокалом вина. После чего вся компания милиционеров дружно смеется и продолжает веселиться.

Чем кончился арест Мандельштама в 1938 году и насколько уместно рассказывать об этом в водевильном духе, вопрос риторический. В остальном же "Отличница" добротный сентиментальный детектив с хорошими актерскими работами и умело выстроенной интригой. Наверняка после показа в эфире Первого канала, для которого снят сериал, известность Оксаны Карас увеличится. Что будет вполне справедливо. Немало слов сказано о том, что в российском кино практически нет середины, только многомиллионные коммерческие залепухи и высоколобый артхаус. Карас как раз та самая середина, режиссер зрительского кино с авторским почерком. Ну а то, что эту "срединную" поляну в нашей стране возделывают не больше десяти человек, тогда как такие режиссеры должны составлять большинство, уж точно проблема не Оксаны Карас.