Одновременно в Интернете стал доступен уникальный фонд 640, включающий 60 тысяч оцифрованных страниц документов и фотообразов, связанных с жизнью последней русской царицы. И не только тех, к которым мы привыкли: с коронации, с благотворительного бала, на фоне крымских пейзажей, - но и малоизвестных, предназначенных для семейного просмотра.
Все, кто придет на выставку, получат приглашение со специальным кодом, благодаря которому можно будет один раз бесплатно рассмотреть оцифрованные документы в виртуальном читальном зале. Впрочем, быть в Москве необязательно. На сайте Госархива любой желающий может получить доступ к выставочным документам из любого уголка земного шара, но уже оплатив сбор в размере 150 рублей.
...Она проживет 24 года в беззаветной любви к последнему царю династии Романовых Николаю Второму. Сделает его счастливым, одновременно обречет на муки выбора между долгом государя и семейными радостями. А сама была счастлива? Открывая выставку, научный руководитель ГА РФ Сергей Мироненко назвал императрицу одной из самых трагических фигур в нашей истории: "У нас хранится около полутора тысяч фото Александры Федоровны. Только на единицах она улыбается, и нет ни одного, где смеется. Это важный штрих для понимания истории России начала XX века".
Принцесса Алиса Гессенская всегда была грустна, это видно даже на самых первых детских фото. В шесть лет осталась сиротой, не по-детски тяжело пережила смерть родителей. Попала на попечение к бабушке, королеве Виктории в Виндзорский замок.
- Детская печаль после смерти матери осталась с ней надолго, может быть, навсегда, - считает директор Госархива Лариса Роговая. - И вот она попадает в чопорную английскую атмосферу, где окружающие увлечены мистикой. Бабушка скорбит по своему умершему мужу. В семье традиция - даже маленькие дети ежедневно посещают склеп, где похоронен дед. Для чувствительного ребенка - это своего рода испытание. Может быть, это наложило отпечаток на ее характер, на ту отстраненность и равнодушие к светской жизни российского двора. Она была сдержанной, а казалась холодной. Но это не так. Письма раскрывают ее гораздо лучше. С любовью относилась к русскому языку, посмотрите ее ученические тетради и письма, где Александра Федоровна спрашивала мужа, правильно ли она понимает то или иное русское выражение, правильно ли ставит ударение.
Удивительный экспонат: в тетрадке, купленной в знаменитом канцелярском магазине на Кузнецком Мосту и подписанной "Аликс", будущая императрица со старательностью редкой отличницы выводит русские спряжения: "Я хочу, ты хочешь, он хочет..."
Императрица была очень образованным человеком, много читала, замечательно музицировала, пела. Вагнер часто бывал у них в доме в Кобурге, семья будущей царицы бывала первыми слушателями его знаменитых сочинений. Очень серьезно отнеслась к принятию православия. Сначала отказала жениху, который был другой веры. Николай и старшая сестра потратили немало времени, чтобы убедить Александру Федоровну принять веру мужа.
Не излишне ли активно вмешивалась в государственные дела, не чересчур ли доверяла Распутину? Ответы на эти вопросы теперь сможет найти любой, кто возьмет на себя труд изучить 700 архивных папок или дел, которые теперь доступны при скачивании специальной программы. Плюс помогут историки, это их профессия - интерпретировать факты. Но погрузиться в историю сердцем можно только через подлинные вещи, сохранившие цвет и запах эпохи. Он и Она неразрывны и неразлучны. Вот знаменитый акварельный портрет 1897 года. На нем утонченная юная женщина, уже три года, как они женаты. С ним Николай Второй не расставался, возил его всегда с собой... Или предпоследний дневник царя (последний, объясняет куратор экспозиции Марина Сидорова, сейчас выставлен в Амстердаме). Открыт на странице, посвященной трагическому для истории страны дню отречения: второго марта 1917 года. "Кругом измена, и трусость, и обман..." - кто теперь не знает этих слов?
"Дорогая моя, милая мама. Только что приехал из церкви. Папа, как всегда, в штабе. Дождь льет с утра", - пишет в письме 12-летний наследник престола Алексей. Цесаревич - счастье и вечное предчувствие беды для императрицы. Его детские игрушки, пазлы, настольный крокет, а также дневники, которые царских детей специально учили вести с самого раннего возраста, украшение экспозиции.
Лариса Роговая рассказала, что проведя исследование по фондам семьи Романовых, архивисты выяснили: до сих пор не было издано ни одного фотоальбома императрицы, при этом снимков существует огромное количество. Но нет ни одного "тобольского периода": "Последней мы показываем стену дома Ипатьевых, на которой видны следы пуль. Такая печальная концовка".
Великая княгиня Мария Владимировна Романова/ 2017 год - год столетия революции. Безусловно, она была большой трагедией для русского народа. От нее пострадали все - если не в начале, то в конце века. Но в русском XX веке были как темные, так и светлые страницы. И сейчас наша задача - взять должные уроки из истории. Но самое главное - русский народ сохранился и не потерял свою землю. Весь XX век русские люди трудились, героически воевали, защищая свою родину, и не забывали о помощи друг другу.