27.04.2017 12:31
    Поделиться

    К чему приведут изменения в законе об ОСАГО на страховом рынке Сибири

    С 29 марта этого года у владельцев полисов "автогражданки" осталось мало возможностей получить денежную компенсацию в случае ДТП. Вместо этого страховые компании обязаны восстановить "битую" машину за свой счет. Столь кардинальный поворот в законе об ОСАГО продиктован особыми обстоятельствами: рынок наводнен мошенниками, из-за которых деятельность страховщиков становится все более убыточной.

    - Огромный вред нам наносят посредники, которые именуют себя автоюристами, однако на самом деле являются самыми настоящими автоавантюристами. Используя судебную практику, они взыскивают с компаний очень крупные суммы. Нередко в ход идут поддельные документы, в том числе по фиктивным ДТП. Нам ничего не остается, как выполнять решение суда. В результате буквально на глазах растет число так называемых токсичных регионов, убыточность которых по ОСАГО составляет сто процентов и более, - констатирует директор омского филиала страхового общества "РЕСО-Гарантия" Александр Кузнецов.

    По словам специалистов, если еще совсем недавно регионы Сибири в данной сфере находились в числе наиболее благополучных, то теперь ситуация складывается не лучшим образом. Например, в Новосибирске страховщики тоже бьют тревогу: один за другим и они начали проигрывать в судах дела, обязывающие их платить непомерные суммы за сомнительные ДТП.

    Поправки в закон об ОСАГО, отменяющие страховые выплаты в обмен на ремонт машины, пострадавшей в аварии, - способ очистить рынок от не на шутку разгулявшихся мошенников, - полагают эксперты.

    Покупатели новых полисов уже не будут получать денежную компенсацию. Впрочем, закон предполагает некоторые исключения. Например, в случае полного разрушения автомобиля, гибели потерпевшего, причинении тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью. Претендовать на компенсацию могут инвалиды, а также потерпевшие участники ДТП, место которого находится на расстоянии более 50 километров от предложенного для проведения ремонта СТО.

    Не станут браться страховщики и за ремонт машины, если его сумма превышает предусмотренный ОСАГО лимит. Дело в том, что детали должны быть только новыми. Поэтому компаниям гораздо выгоднее выплатить деньги владельцу стареньких "Жигулей", чем их чинить. Обладатели старых полисов, до тех пор, пока они не приобретут новые, имеют право на денежную компенсацию ремонта.

    Несмотря на то что теоретические поправки, внесенные в законодательство, выглядят вполне обоснованно, у представителей автосервисов, которые опасаются передела рынка, они вызывают вопросы.

    - В частности, нас смущают сроки ремонта машины, на который отводится всего тридцать дней. Однако в Омске, например, присутствуют далеко не все автодилеры, поэтому на доставку запчастей может уйти и два, и три месяца. Как быть в этом случае? - поясняет директор автокомплекса "Реактор" Андрей Резниченко. - Гарантия на лакокрасочное покрытие также вызывает сомнение.  По закону она должны составлять год. Однако краска на старых проржавевших машинах может отслоиться и гораздо раньше.

    Мастера утверждают, что прежде, получая страховку, владельцы подержанных машин нередко их вообще не ремонтировали либо брали дешевые детали на разборах. Теперь же, по сути, им навязывают полноценный "омолаживающий" ремонт. К тому же, помимо внешних дефектов, в автомобиле могут быть и скрытые. Это значит, что средний возраст городского автопарка будет расти. Между тем сегодня каждый третий автомобиль в Сибири старше 17 лет, а в Омской области - 19.

    Совершенно непонятно, кто будет контролировать качество выполненного ремонта. Опытных экспертов можно пересчитать по пальцам и свои услуги они ценят недешево. Очевидно, что брать на себя эти расходы компаниям невыгодно.

    Правозащитники к новым поправкам относятся скептически, полагая, что они ущемляют права водителей, а отстоять их позицию теперь будет сложнее.

    - Автомобилист имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей машиной, в том числе самостоятельно решать, стоит ее ремонтировать или нет. Если ремонтировать, то там, где он считает нужным, а не там, где ему укажет страховая компания. Поправки в закон водителей этого права лишают, - поясняет председатель правления омского областного "Общества по защите прав потребителей в сфере страхования" Игорь Пушкарь. - Не стоит забывать о том, что любая коммерческая компания всегда будет стремиться оптимизировать свои расходы, то есть провести ремонт как можно дешевле. А для автовладельца главное - сделать работу качественно. Так что налицо явное несовпадение интересов.

    Общественники уверены, что в ситуации, из-за которой пришлось вносить поправки в закон об ОСАГО, тоже виноваты сами автостраховщики. А расплодившиеся автоюристы-мошенники - это не что иное как порождение их собственной недальновидной политики.

    - Еще семь лет назад такого понятия не существовало в принципе. Страховые компании экономили на выплатах, однако суммы были не слишком велики, и автовладельцы в суд по этому поводу обращались крайне редко. Однако когда аппетиты страховщиков стали расти, и граждане начали терять и 20, и 30, и 50 процентов от положенных выплат, им просто уже ничего не оставалось, как добиваться правды в суде. Число исков росло, как снежный ком. Этот спрос удовлетворили автоюристы, которые научились выигрывать процессы. На этом фоне стал процветать и криминальный бизнес. В настоящее время на территории России в день подается 1200 исков автовладельцев к страховым компаниям, более 90 процентов из них суды удовлетворяют.

    Правозащитники полагают, что после вступления новых поправок в закон об ОСАГО мошенники, возможно, и притаятся, но вряд ли они покинут этот благодатный рынок. Скорее всего, пресловутые автоюристы просто сменят поле деятельности, и займутся тем же "контролем" качества ремонта.

    Справка "РГ"

    По данным "Автостата", в России насчитывается 41,6 миллиона легковых автомобилей. Средний возраст - 13 лет, каждый третий старше 15 лет. 59 процентов автопарка составляют иномарки. Каждая пятая машина - внедорожник или кроссовер. Доля автомобилей, соответствующих экологическим стандартам не ниже "Евро-4", - 39 процентов. Самые распространенные марки: Lada (13,87 миллиона штук), Toyota (3,64 миллиона), а также Nissan, Hyundai, Chevrolet, Renault, KIA, Volkswagen, Ford, Mitsubishi и GAZ.

    Поделиться