В пресс-конференции приняли участие начальник Департамента страхового рынка ЦБ РФ Игорь Жук, заместитель директора Департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Вера Балакирева, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
Несмотря на то, что закон о натуральных выплатах в ОСАГО вступает в силу 28 апреля, страховщики прогнозируют, что его старт будет не столь энергичным, как ожидалось. "По нашим оценкам, только часть потребителей из тех, кто сейчас застрахован и потенциально может попасть в ДТП, сможет воспользоваться тем, что будет осуществлен ремонт (вместо денежных выплат - прим. "РГ"). Потому что есть достаточно четкие, жесткие требования, они прописаны в отношении требований к страховщику, соответственно, к станциям, которые он может предлагать, они накладывают определенный отпечаток на ситуацию, - пояснил исполнительный директор РСА. - С учетом старого автопарка, большой территории РФ, по нашим оценкам, только 30 процентов потребителей будут ремонтироваться".
По словам Евгения Уфимцева, станции техобслуживания поставлены в сложное положение в отношении ремонта старых автомобилей после аварии. "Большинство станций не хотело бы ремонтировать их, нести ответственность за ремонт крыла старого автомобиля, которому десять лет, у него царапины, ему не надо менять это крыло. Ведь не каждое повреждение требует обязательной замены деталей, - констатировал исполнительный директор РСА. - Но отремонтировать крыло, которому десять или больше лет, а средний возраст автопарка у нас больше десяти лет, и потом нести 12 месяцев гарантию - это для станции крайне сложная ситуация. Многие уже заранее говорят, что будут ограничивать, принимать машины 3-5-7 лет, по которым они действительно смогут реально после осуществления ремонта нести гарантию именно за ремонт какого-то элемента".
Однако в любом случае пострадавший должен получить автомобиль в исходном состоянии до ДТП с наименьшими проблемами, поэтому Центробанк напоминает, что вопрос качества является ключевым.
"Страховая компания должна обеспечить своим посредникам, подрядчикам качество ремонтных работ, - заявил руководитель Департамента страхового рынка ЦБ РФ Игорь Жук. - Если моменты негативные будут всплывать, связанные с качеством, Банк России будет принимать меры, в том числе, и те, которые записаны в законе, что он имеет право при поступлении многочисленных жалоб на качество ремонта, которые компании страховой потребитель вправе предъявить, такую компанию от такой опции, как ремонт, отлучить. В законе есть и вещи, связанные со штрафными санкциями - за непостановку на ремонт, за задержку по ремонту, но мне хотелось, чтобы вы понимали: нам не так важно, чтобы эти санкции работали как санкции. Нам важно, чтобы человек получил машину, и она была в том качестве, которое требуется. Если страховая компания задерживает, то нам после жалоб проще такую компанию отлучить, чем применять санкции. Мы хотим не на санкциях акцент сделать, а на том, что компания, боясь потерять такую опцию, как ремонт, должна обеспечить качество".
Заместитель директора Департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Вера Балакирева рассказала о неизбежной либерализации условий страхования и либерализации тарифов. "Мы говорим о том, что надо в большей степени гражданам предоставить возможность выбирать условия страхования, - заявила Вера Балкирева. - Это могут быть полисы с количеством участников/без количества участников, сроки, в течение которых будут действовать эти полисы в зависимости от целей эксплуатации машин, их, может быть, характеристик технических и назначения. И соответственно возможность выбора страховых сумм из нескольких возможных вариантов. Поскольку нам кажется, что тенденция, связанная с ростом стоимости транспортных средств в ряде крупных регионов РФ повлечет необходимость увеличения размера страховой суммы".
Кроме того, в Минфине обсуждают возможность смены подходов к определению факторов тарификации. "Мы обсуждаем возможности изменения подхода к коэффициентам страховых тарифов, которые в большей степени будут зависеть от навыков водителей, возможностям управлениям разными автомобилями, с теми категориями прав, которые они получают, и возможности комбинирования различного рода. И немножечко уйти от характеристик, которые непосредственно привязаны к транспортному средству, дать возможность страховщикам устанавливать некие коэффициенты тарифные самостоятельно".